Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе Закрепление знаний по теме «Парные согласные в корне слов» »
Конспект урока русского языка в 3 классе
Закрепление знаний по теме «Парные согласные в корне слов»
Цель: закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.
1. Образовательные задачи:
отработать умение распознавать в словах согласные, которые необходимо проверять;
закрепить знания о способах проверки слов с глухими и звонкими согласными в корне;
повторить написание группы слов с непроверяемыми гласными (магазин, топор, кровать, тарелка, яблоко), учить узнавать их по толкованию;
закрепить знание о составе слов, упражнять в разборе по составу (тропка);
упражнять в разборе предложения;
упражнять в определении темы и главной мысли текста.
2. Развивающие задачи:
совершенствовать коммуникативные навыки в ходе работы в парах;
логическое мышление;
монологическую речь.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к предмету;
доброжелательные отношения между учащимися класса;
воспитание культуры общения.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
карточки с таблицей по количеству пар учащихся;
карточки слов с пропущенными буквами на каждого ученика;
текст «Берлога» на бумажном носителе на каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание мотивации на учебную деятельность.
2. Работа со словами из словаря.
Слайд №2
Игра «Отгадай слово из словарика».
- Начнем урок с повторения слов с непроверяемым написанием. Я буду зачитывать толкование слов из словаря С.И. Ожегова, а вы должны назвать, о чем идет речь. (*Щелчком слова с пропущенной буквой по очереди появляются на слайде.)
1.Плод фруктового дерева. (Яблоко)
2.Помещение для торговли чем-либо. (Магазин)
3.Мебель для спанья – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности. (Кровать)
4.Орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой. (Топор)
5.Посуда круглой формы со слегка приподнятыми краями и широким плоским дном. (Тарелка)
-А теперь вставим пропущенные буквы.(*Работа с лентой букв.)
1 этап: постановка и принятие учебной задачи
4. Работа над темой урока.
Актуализация знаний.
- Вы сможете назвать тему нашего урока, когда выполните задание на следующем слайде.
Слайд №3
- Какая буква, по вашему мнению, в этой группе лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Все буквы, кроме м, обозначают парные согласные звуки. *Букву м - убрать щелчком по окошку.)
- Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами. (Дети называют.)
- Как мы их произносим? (С голосом и с шумом.)
- Как эта группа звуков называется? (Звонкие согласные. *Щелкнуть по колокольчику.)
- Назовите пару каждому звонкому звуку. А я буду на слайде записывать буквы, которыми эти звуки обозначаются на письме. (Дети называют.)
- Как мы их произносим? (Только с шумом).
- Как эта группа звуков называется? (Глухие согласные. *Щелкнуть по картинке с дятлом.)
Постановка целей и задач урока.
- Определите тему урока. (*Парные согласные)
- Сегодня мы будем закреплять все полученные знания о парных согласных и их написании в корне слов.
2 этап: операционный (организация познавательной деятельности по решению учебной задачи)
Слайд№ 4
Проверяемые и проверочные слова.
1.Работа в парах. На каждом столе карточка.
Проверочные слова
Проверяемые слова
соседи
соседний
соседка
соседушка
сосед
- Разделите данные слова на две группы, используя стрелки. 1-ая группа – проверочные слова, 2 группа – проверяемые слова.
2. Проверка работы в парах. Дети зачитывают свои варианты.
3. Подводим итог. На слайде появляются эти две группы слов.
- Объясните, что значит – проверочные слова? (Парный согласный четко произносится, когда после него стоит гласный или согласные [н ], [н].)
- Что значит – проверяемое слово? (Парный согласный не четко произносится, когда он стоит на конце слов или после него идет снова согласный. При написании можно допустить ошибку.)
Слайд № 5
(*На слайде группы однокоренных слов.)
- Как называются слова каждой группы. (Это однокоренные слова.)
- В каждой группе определите слово, в котором парный согласный надо проверять. (*Кнопки активные. Правильно названное слово меняет цвет. Должны быть названы слова: беседка, погрузка, загадка.)
- При написании эти слова нужно проверять. Какие слова будут для них проверочными?
- Почему они будут являться проверочными? (Потому что парный согласный в них четно слышится.)
- Назовите проверочные слова в каждой группе.
Слайд №6
- Как подобрать проверочное слово? (Дети объясняют.)
- Прочитаем правило о проверке парных согласных.
7 слайд
Игра «Выбери букву»
- Перед вами слова с пропущенной буквой. Вы должны проверить данные слова и выбрать одну из предложенных букв. (* На слайде слова: оре . ки, выру . ка, подска . ка, тетра . ка, шар. , карандаш. .)
(*У каждого ученика карточка, где даны слова с пропущенными парными согласными. Задание: вставить пропущенные парные согласные. Затем проверка выполнения задания по слайду. Обязательно при подборе проверочного слова, определяем – это форма слова или однокоренное.)
Дополнительное задание: разбор слова тропка по составу. Проверка по слайду. (*После выполнения задания щелкнуть по сове, появляется табличка со словом молодцы)
Слайд № 9Физкультминутка
Это лёгкая забава Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Толкование слова сноровка.
- Прочитайте стихотворение. (Читает ученик.)
- Сейчас мы сделаем физкультминутку. Но сначала обратите внимание на подчеркнутое слово. Кто объяснит, что оно значит? (Ответы детей.)
- Прочитаем, как это слово объясняется в словаре Ожегова С.И. (По щелчку появляется картинка словаря – это управляющая кнопка для перехода на следующий слайд)
Слайд №10
Сноровка – ловкость, умение в каком-либо деле.
- Какая орфограмма есть в корне этого слова? (Парный согласный.)
- Попробуйте подобрать проверочное слово. (Если ученики не смогут, то называю слово сноровистый и объясняю его смысл.)
- Сноровистый - ловкий и расторопный, обладающий сноровкой в чем-нибудь.
(Управляющая кнопка возвращает на слайд № 9 с физкультминуткой. Выполняются движения по тексту. Затем с помощью управляющей кнопки переход на слайд №11.)
Слайд №11
Работа с текстом.
- Прочитайте текст.
Берлога
Пришла зима. Выпал в лесу пушистый снег. Замело все тропки и дорожки. Медведь готовился к зиме. В лесной глуши выбрал место
для берлоги. Он натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои. Ударит мороз. Подует резкий ветер. Медведю не страшна зима.
- Определите тему текста. (Подготовка медведя к зимней спячке.)
- Определите главную мысль текста. (Медведю не страшна зима.)
- Спишите текст «Берлога». Найдите слова с парным согласным в корне в слабой позиции. Графически нужно отметить орфограмму и приготовиться к объяснению написания.
Затем проверка с объяснением по слайду. (*Щелчком буквы подчеркиваются..)
5. Работа с предложением.
1. Разобрать второе предложение по членам предложения. Учащиеся работают в тетрадях, один – комментирует. Учитель эту работу выполняет на слайде. (* Разбор появляется щелчком.)
2. Выписать словосочетания из данного предложения. Один ученик комментирует. Учитель эту работу выполняет на слайде. (*Словосочетания появляются щелчком. После выполнения задания щелкнуть по снежинке. Появится картинка с медведем.)
Слайд №12
3. Устная характеристика предложения. (*Кнопки активны. Затем щелкнуть по снежинке. Появится слово умницы.)
3 этап: контроль и оценка
6. Итог урока. Рефлексия.
- Какие полезные сведения были сегодня на уроке?
- Как вам это пригодится в жизни?
- Возьмите снежинку со своим именем и прикрепите ее на доску. Если задания на уроке у вас не вызывали затруднений, – к снеговику УРАшке. Если вы испытывали трудности, не все удалось самостоятельно выполнить правильно, – к снеговику Вопросику.
Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок за урок.
7. Домашнее задание.
1 вариант задания. Выполнить упр. из учебника.
2 вариант задания. Найти в словаре Ожегова С.И. или в любом другом словаре слова с парным согласным в корне, который надо проверить. Выписать толкование этих слов.
(Ученик может выбрать любой вариант домашнего задания)
Литература
Матвеева А.Н. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку 1-4 кл. – М.: «Дрофа», 2008.
ОжеговС.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1987.
Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
["file_id"] => string(6) "332717"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1465132203"
}
}