Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"
Тренинговые упражнения могут быть использованиы по усмотрению учителя для диагностики пробелов в знаниях, организации самостоятельной и коллективной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"»
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.
Цели урока:
Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;
упражнение в разборе слова по составу.
Развитие мышления, речи, кругозора.
Воспитание аккуратности, чувства товарищества, уважения к девочкам.
Оборудование:
наглядные пособия, перфокарты, телеграмма.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
Тихо сядут девочки.
Ещё тише – мальчики.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. …, прочитай её, пожалуйста.
Телеграмма.
Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.
Ваши друзья – Морфемы.
- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.
- Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.
- Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?
- А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Минутка чистописания.
- Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот?
( На рисунке изображён плот из брёвен, которые напоминают букву Ш).
- Какие элементы можно выделить?
Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.
Итак,
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо – не согнусь.
За работу я возьмусь.
Напишите строчку букв ш и строчку Шш.
Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Итак, все готовы? Спускаем наши плоты на воду, закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.
(Звучит музыка).
- А вот и островное государство. Откройте глазки. Посмотрите на карту. С какого острова начнём освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня.
Что такое – корень?
- Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.
( На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)
Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание.
- Что такое – окончание?
- Для чего оно служит?
Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.
Соберите пословицу.
Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)
Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Что вы изменили? (Окончание).
- Запишите это предложение.
Физминутка
А мы
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправились домой.
Работа с учебником. Самостоятельная работа.
- А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр…., найдите Упр….. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно.
- Кому не понятно, что нужно сделать?
- Выполняйте.
Проверка самостоятельной работы.
- Что же у вас получилось?
Вы победили Змея Горыныча и здесь.
Коллективная работа.
- Осталось освободить последний остров. Какой?
- Что такое - приставка?
- Для чего она служит?
Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать от данного слова с помощью приставок:
а) слова со значением приближения;
б) слова со значением удаления;
в) последнее слово разберём по составу.
Подведение итогов.
- Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай.
- Какие же острова стали свободными?
- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?
А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки.