Урок русского языка для учащихся 4-го класса составлен по учебнику В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой по программе развивающего обучения.
Проведен в форме исследования с использованием технологии проблемного обучения.
Цели:
образовательные:
- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;
- показать роль междометий в речи;
- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
- закрепить умение производить морфологический разбор слов;
развивающие:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: технология проблемного обучения
Оборудование к уроку: учебник русского языка В.В. Репкин; интерактивная доска, компьютер, проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
При сравнении дети приходят к выводу: чувство радости может быть выражено разными словами (Ура! – в первом предложении, радостно сказала – во втором).
Сравните еще два предложения: Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.
« Ой !» – вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.
- Нам понятно , какое чувство испытала Маша, увидев ящерицу? Какое слово в первом предложении помогло нам понять чувство девочки? А во втором?
Чем эти слова отличаются друг от друга? ВЫВОД: одни слова называют чувства (радость, испуг), а другие только выражают чувства не называя их (Ура! Ой!). Как бы вы назвали эту часть речи? (дети предлагают свои варианты).
Чтение по учебнику (задание 6) Дедушка Ус (просит вас намотать себе на ус).
-Так как же называется новая часть речи? МЕЖДОМЕТИЕ
- Что такое междометие? (дети формулируют правило). Слайд.
-Ребята, я вас поздравляю, вы самостоятельно открыли еще одну часть речи!
- А где же место этой части речи на схеме? (это самостоятельная часть речи? Может быть служебная?) Дети находят место на схеме для новой части речи. Слайд.
4. Закрепление полученных знаний.
1.-Вернемся к словам, записанным вначале урока: Здравствуйте, до свидания, прощайте, пожалуйста, спасибо, извините.
- Теперь вы можете сказать, к какой части речи отнести эти слова? Слайд. (этикетные междометия).
2. Работа по учебнику упр.180. Проверка. Слайд.
3. Что вы заметили, как выделяются на письме междометия?
Слайд. Междометия В Ы Д Е Л Я Ю Т С Я:
Запятыми, если находятся в начале, в середине или в конце предложения:
Эй, завяжи на память узелок…
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
5. Итог урока:
Что выражают междометия?
Чем отличаются междометия от существительных, называющих различные чувства?
3. Какими знаками препинания и в каких случаях они выделяются?
Домашнее задание упр. 181.по опорной схеме рассказать родителям о новой части речи.
Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________. Примеры междометий: __________________________________
Выразите свое отношение к уроку, используя следующие междометия: