индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
№ п/п | Этапы урока | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность детей |
I | Организа-циионный момент | Создание эмоционально-го фона урока | Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. | Приветствие |
II 1. | Актуализа-ция знаний учащихся Словарно-орфографи-ческая рабо-та | Актуализация знаний, созда-ние проблем-ной ситуации, при решении которой фор-мулируется те-ма урока | На доске слова, записанные в транскрипции: [пл’исал] [л’исок] [вз’ила] [угащ’ай’эт] [павар’иха] [обуф’] [застанал] [стр’ила] [би’р’оза] Вопросы учителя: - Прочитайте слова и объясните орфограммы. | Читают слова, находят орфограммы, объясняют написание безударных гласных в корне (плясал, лесок, взяла, угощает, повариха, застонал, стрела, берёза) иприставке (повариха, застонал), парных согласных (обувь),сочетания ча – ща(угощает). |
2. | Системати-зация и обобщение знаний учащихся. | Систематизи-ровать языко-вые понятия | - На какие группы можно разделить слова? - Что такое имя сущест-вительное? Что такое глагол? - Запишите слова в два столбика. В первый – имена существительные, во второй – глаголы. - Что вы знаете о глаголах? - Прочитайте слова второго столбика. Что вы можете сказать об этих глаголах? - Что обозначают глаголы прошедшего времени и на какие вопросы отвечают? Прошедшее время – То, что прошло: “Вчера мы писали”, “Солнце ушло”. - Как образуются глаголы прошедшего времени? (Приложение 2) - Найдите в словаре глаголы, поставьте их в прошедшее время и покажите как они образовались. - Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Приложение 2) - Как можно определить род глаголов прошедшего времени? | Анализ слов, классификация по частям речи (имена существительные и глаголы) Проговаривание определений имени существительного и глагола. Самостоятельная работа. Два человека работают у доски (первый записывает имена существительные, второй - глаголы) Ответы детей. (Глагол имеет лицо, вид, спряжение, накло-нение, время) Ответы детей. (Глагол угощает в настоящем времени, остальные – в про-шедшем). Ответы детей. Ответы детей. Самостоятельная работа. Поиск слов. желать – желал решать – решал сверкать- сверкал Ответы детей. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: мужской род (без окончания), женский род - (окончание –а), средний род – (окончание –о). Ответы детей. (По окончанию и по связанному с ним по смыслу имени существительному.) |
III | Выбороч-ный слуховой диктант. | Повторение алгоритма нахождения грамматичес-кой основы предложения, написания окончаний глаголов в про-шедшем вре-мени и других орфограмм. | Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род: Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер. - Какие орфограммы встретились в словах этих предложений. Объясните их написание. - Прочитайте глаголы, назовите окончания, докажите, почему вы так написали. | Солнце вставало (ед. ч., ср. р.), трещал мороз (ед. ч., м. р.), лежал (ед. ч., м. р.) снег, берёзка сверкала (ед. ч., ж. р.), дул ветер(ед. ч., ж. р.). Правописание безударных гласных(зимой, вставало, трещал, мороз, земле, лежал, берёзка, сверкала, серебром, ветер), парных согласных (мороз, снег, берёзка), непро-износимых согласных(солнце, поздно), сочетание ща (трещал). |
IV | Работа в парах. | Работа над пра-вильным напи-санием оконча-ний глаголов в прошедшем времени. | - Запишите основы предложений, исправляя ошибки. (Задание на карточках) Огонь мерцала, река замерзал, вьюга бушевало, солнце припекал, облако плыла, трава зеленел, ветер дула. Проверка: - Прочитайте сначала глаголы в женском роде, затем в мужском и среднем. - Составьте и запишите одно предложение, используя одну основу. - Объясните, почему так говорим: имя существительное река женского рода, а глагол замерзала в женском роде? - Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с существительным и местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни на-клонения, ни вида? Приходится глаголу в прошедшем времени брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согла-совываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами. | Огонь мерцал, реказамерзала, вьюгабушевала, солнцеприпекало, облакоплыло, трава зеленела, ветер дул. Женский род: Замерзал, бушевала, зеленела. Мужской род: Мерцал, дул. Средний род: Припекало, плыло. Записывают предложение. Имена существитель-ные имеют род, а глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. |
V | Физминутка. | Эмоциональ-ная разгрузка | | |
VI | Работа по развитию речи. | Развитие речи. Формирование умения пра-вильно упот-реблять слова в речи. | - Найдите ошибки в пред-ложениях, исправьте их. (Устно) (Текст на индивидуальной карточке) Володя убёг куда-то, и я его не нашёл. Нас очаровало программа концерта. Незабываемые впечат-ления было от концерта. | Володя убежал куда-то, и я его не нашёл. Насочаровала про-грамма концерта. Незабываемые впе-чатления были от концерта. |
VII | Работа в группах. | Проверка усво-ения изучаемо-го материала. Развитие речи. | (Приложение 1) 1-я группа. (Текст на карточке) Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень. По В. Шукшину 2-я группа. Напишите словосочетания с глаголами в прошедшем времени. Выделите окончания, определите род и число глаголов. (Задание на карточке) Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал). Портрет, зеркало, груша, ягода (висел). Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл). 3-я группа. Выполнение теста (ИКТ) | Солнце касалось (ед. ч., ср. р.) вершин Алтая. Оно погружалось (ед. ч., ср. р.) в далёкий синий мир. Всё отчётливеерисовались (мн. ч.)-горы. В долине тихо угасал(ед. ч., м. р.)Красноватый сумрак. От гор надвигалась (ед. ч., ж. р.) задумчивая мягкая тень. Река бежала (ед. ч., ж. р.), облако бежало (ед. ч., ср. р.), ребёнок бежал(ед. ч., м. р.), мальчикибежали (мн. ч.) Портрет висел (ед. ч., м. р.), зеркало висело(ед. ч., ср. р.) , грушависела (ед. ч., ж. р.), ягода висела (ед. ч., ж. р.). Куст отцвёл (ед. ч., м. р.), клубника отцвёла(ед. ч., ж. р.), деревоотцвёло (ед. ч., ср. р.), цветы отцвёли (мн. ч.). |
VIII | Письмо по памяти. | Развитие вни-мания и зри-тельной памя-ти. Повторение алгоритма на-писания окон-чаний глаголов в прошедшем времени. | На доске написано: В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе… А. С. Пушкин - Найдите глаголы в прошедшем времени, назовите окончания, докажите их написание. | В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе… Стояла (ед. ч., ж. р.),ждала (ед. ч., ж. р.),выпал (ед. ч., м. р.). |
X 1. 2. | Итог урока. Рефлексия. Оценка ре-зультатов работы. | Обобщение знаний о пра-вописании окончаний гла-голов в про-шедшем вре-мени. | - Над какой темой сегодня рабо-тали на уроке? - Как правильно определить окончание глагола прошедшего времени? - Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно о правописании окончаний глаголов в прошедшем времени. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. | |