- Прозвенел звонок - начинается урок! Садитесь. Приготовьте тетради для работы. Запишите дату. Сегодня урок блока «Как устроен наш язык» Каким вы хотите видеть урок? Что будете делать для этого? Слайд№ 2 Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Создадим его. Поэтическая страница. Кто её откроет сегодня? Слайд № 3 Вам понравилось стих.? О чём это стих.? Подберите к слову зима однокоренное, чтобы оно звучало ласково. Докажите, что эти слова однокоренные. Запишем слова на доске и в тетрадях зима, зимушка Выделите корень. Что такое корень слова? Как его найти? Какую ещё часть слова знаете? Что такое окончание? Выделите окончания в словах. Мы выделили знакомые части слова, что заметили? Как нам быть? Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки. (см. Приложение) Слайд № 4 Проверка по пунктам.Выводы. Сформулируйте тему урока.Цель. «Суффикс». Познакомиться. Слайд № 5 Слайд № 6 (таблица ) Слайд № 7( вопросы) Теперь наша задача-найти ответы на них. Мы снежинки- балеринки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки- балеринки, Мы танцуем день и ночь. Вернёмся к словам в начале урока. Можете назвать эту часть?(суффикс) Как определили? Где в слове стоит суффикс? Обозначается так: . Назовите суффикс в слове зимушка. (-ушк-) Какую работу выполнил суффикс в слове? (образовал новое слово) Для чего служит суффикс? Уточните значение слова зимушка. Благодаря чему появилось такое значение? Что имеет суффикс? (значение) Обобщим. Что такое суффикс? Рубрика «Тайны языка» в учебнике (с.101) . Чтение самостоятельно. Правильно сделали все выводы? Да. Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением. Слайд № 8 Прочитайте пару слов. Какое слово образовалось с помощью суффикса? Наз. суффикс. Следующее изображение поможет составить ещё одну пару слов. лось-лосёнок Запишите. Слайд № 9 Продолжите самостоятельно. Прочитайте только вторые слова в парах. Какие суффиксы образовали эти слова? Сделайте вывод о значении этих суффиксов. (названия детёнышей животных) Задания в группах, помощь, контроль. 1 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист- строи _____ плот ______ арт _______ учи ______ двор ______ машин ____ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - … Федя - … Дима - … Люба - … Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 3группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ , на Земле, то ты ______________ , а мы _________________, в Кизляре , то ты ____________, а мы __________________ . Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 4группа Задание. Составьте рассказ (3-4 предложения) на тему «Котик» или «Котище». Подумайте, какое значение имеют суффиксы –ик-, -ищ-. Слайд№ 10 Какие же значения имеют суффиксы? Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени. Релаксация- Слайды№ 11-19 Вернёмся к вопросам в начале урока. Выясним , на какие удалось ответить. Слайд № 20 Дом.-Почему суффикс так назвали? Где искать ответ? Как найти в слове?-след. урок. Что будет, если…Речь станет беднее . Какую роль играют суфф. в р. языке?(обогащают, уточняют) Слайд № 21 Какую цель ставили? Достигли? Оцените свою работу на уроке, работу группы. Поделитесь впечатлениями от урока. Слайд № 22 Спасибо за урок! Вы молодцы! |