kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в системе Развивающего Обучения Л.В. Занкова по учебнику  О. Поляковой.

В основе урока системно- деятельностный подход. Работая в группах учащиеся сами  открывают новое знание. В урок включены словарная работа, творческие задания, задания для закрепление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Наречие как часть речи" »






















Открытый урок

по русскому языку

Для слушателей ВОИПК и ПРО

Тема: «Наречие как часть речи »

4 «Г» класс. Полякова А. В.

2 четверть






Составила

учитель начальных классов (2кк)

МОУ гимназии №9

Бушманова Виктория Вячеславовна




Воронеж 2008



Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Наречие, как часть речи.

Цели:

  1. Актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи.

  2. Познакомить детей с новой частью речи наречием .

  3. Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.

  4. Воспитывать аккуратность, внимание друг к другу, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

.

Оборудование к уроку: учебник русского языка 4класс Поляковой А. В., карточки с заданиями, картинки для развития речи.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемы гости, мы рады видеть вас сегодня на нашем уроке русского языка.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К. Г. Паустовский

- Так сказал великий русский писатель Константин Паустовский.

-Русский язык занимает 7 место в мире по количеству населения , говорящего на нём. Русский язык изучают во многих странах мира в том числе и в Латинской Америке. Говорить на нём, знать его это почётная обязанность каждого гражданина нашей Родины. . И сегодня на уроке мы продолжим изучение русского языка и его тайн.

2.Актуализация знаний

А)Минутка чистописания.

-Язык состоит из слов, а как ещё можно назвать слова в нашей речи? (части речи)

-на какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

-какие самостоятельные части речи мы уже изучили?

-Имя существительное (на доске с)

-Имя прилагательное (п)

- Имя числительное (ч)

-Местоимение (м)

-Глагол )

-на доске появляются буквы С П Ч М Г

-что общего у звуков, которые обозначены этими буквами? (согласные)

-на какие группы их можно разделить? (звон-глух, парн-непарн )

-какая буква лишняя? (буква ч, т.к. обозначает мягкий непарный звук)

-назовите буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки. (с,п)

-какую букву можно записать с помощью одного элемента? (с)

-как называется этот элемент? (полуовал)

- на минутке чистописания мы запишем эту букву.

-Сс Сс (вторая пара пишется с узором)

-Спишите словарные слова, начинающиеся на эту букву.

Секрет, сеять, серебряный, себя, семнадцать, сегодня.

-выделите орфограммы (по одному слову ученики у доски)

-обратите внимание на слова сегодня.

-Слово сегодня образовалось от двух слов: местоимения сего (этого )и сущ. Дня (день).

-назовите однокоренные слова(сегодняшний)

-назовите синонимы (нынче- устар.), антонимы- (вчера, завтра)

-в каких фразеологизмах встречается слово сегодня? (ни сегодня- завтра)

-какие пословицы вы знаете со словом сегодня?

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

-объясните смысл пословицы

-запиши пословицу в тетрадь

3. Постановка проблемы.

Вернитесь к строке словарных слов, определите части речи, докажите.

!!!Затруднение вызывает слово сегодня, дети не могут доказать, что это наречие, т.к. не знают правила.

-Мы нередко встречали это слово в предложениях, но подробно мы о нем не говорили.

-Вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Тема сегодняшнего урока «Наречие, как часть речи»

Цель урока: получить знания о наречии, как о части речи, учиться употреблять наречия в устной и письменной речи.

4.Работа над новой темой.

Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими чертами (великорусское наречие).

2) Наречие – часть речи

- среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных.

-Древние римляне называли наречие приглаголием, русские грамматики изменили приставку и назвали его наглаголием. До нас дошло название наречие.

4. Открытие нового знания.

- Я предлагаю вам стать настоящими исследователями, провести исследовательскую работу и самим получить знания о наречии.

Цель исследования: узнать

      • На какие вопросы отвечает

      • С какой частью речи связано

      • Изменяемая или неизменяемая часть речи?

      • Роль в предложении

-Фронтальная работа. Учащиеся получают карточки с заданиями.

2.-карточка 1

КАРТОЧКА 1.

  1. Наступит зима

  2. Белка делает запасы на зиму.

  3. К нам в леса прилетят снегири.

  1. Скоро наступит зима

  2. Белка хлопотливо делает запасы на зиму.

  3. К нам в леса издалека прилетят снегири..

-Чем отличаются предложения? (в предложениях правой части добавляются наречия)

- Что делают эти слова? (они уточняют, дополняют глаголы, делают предложения понятнее, красивее).

- Запишите в тетрадях словосочетания с наречиями.

(один ученик выполняет эту работу на доске)

-наступит (когда?)скоро

-делают (как?) хлопотливо

-прилетят (откуда?)издалека

- На какие вопросы отвечают?

- Сделайте вывод.

Вывод: Наречия уточняют глаголы, отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как?

3.- предлагаю вам продолжить исследование самостоятельно по вариантам

-разберите предложения по членам (1в-первое, 2в- второе), укажите часть речи

КАРТОЧКА 2

Скоро земля укроется белым покрывалом.

Утром земля покрылась серебряным инеем.

-самопроверка по эталону.

-каким членом предложения является наречие. (обстоятельством)

-Значит мы совершили ещё одно открытие

Вывод: наречия в переложении являются обстоятельствами.

- Я предлагаю продолжить исследование по группам. Вы должны будете выполнить задание по инструкции и сделать вывод..

Самостоятельная работа в группах.

КАРТОЧКА 3

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Прочитайте предложения

В этом году скворец прилетел рано и весело запел под окном.

В этом году скворцы прилетели рано и весело запели под окном.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________



КАРТОЧКА 4

2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Прочитайте предложения.

Серёжа пришел из школы рано.

Маша пришла из школы рано.

Солнце рано зашло за тучи.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Зашло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________


КАРТОЧКА 5

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Прочитайте предложения.

Во вторник Серёжа проснулся рано.

В среду уроки начинаются рано.

В четверг я приду рано из школы.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: ?) проснулся (когда?) рано;

Начинаются (______________?) _________________;

Приду (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________



КАРТОЧКА 6

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Прочитайте предложения.

Я встаю рано.

Ты встаёшь рано.

Он встает рано.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица ?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

- Выберите 1 человека из группы и огласите свой вывод.


Вывод: Наречие не изменяется по числам

Наречие не изменяется по родам

Наречие не изменяется по временам

Наречие не изменяется по лицам

-значит мы можем сделать ещё один вывод.

Вывод: наречие- неизменяемая часть речи.

- .Сравним наш выводы с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? (Наши выводы совпали, значит наши результаты верны)

6.Физминутка

Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд.

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Поработаем руками.

Улыбнёмся! День хороший!

И похлопаем в ладоши!

-что вы заметили в физминутке? (много наречий)

-какие наречия вы запомнили? (дружно, вправо, влево, наконец, смело)

7.Закрепление темы.

1 .Формирование умения употреблять наречия в речи.

Вы отрыли новое знание, теперь сможете применить его на практике..

№184 в учебнике.

-Подбери наречия по смыслу(3 предложения выполняем устно, ещё три предложения самостоятельная запись в тетрадь.)

2.Нахождение наречий в тексте..

-Прочитайте стихотворение.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» –
И увидишь зимнее село.
Ну, а если скажешь ты  «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!

-Что главное хотел нам передать автор? (в языке все слова живые, все о чем-то нам напоминают, заставляют представлять)

-какое слово напоминает нам Россию? (красиво)Почему?(потому что Россия красивая страна…)

-выпишите наречия в тетрадь.(высоко, кругом, белым-бело, красиво. )

3.Развитие речи.

-Составьте 2-3 предложения по картинкам, используя как можно больше наречий, запишите их в тетрадь.

Слишком Поздно Нечаянно

6 Домашее задание.

№182 – вам поможет запомнить вопросы наречий.

-творческое задание: найдите 3 пословицы в которых есть наречие, а если сможете сочините свои пословицы.

7.Рефлексия.

-Какие главные выводы мы сделали на уроке? (наречие- это..

-Мы должны гордиться нашим языком, его красотой и богатством.)

-послушайте одну легенду.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя есть остроумный и нахлдчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесёт нам самое ужасное, что есть на свете.» Хозяин велел послатьь Эзопа. Эзоп ринёс с базара слово. «Почему слово?», удивились гости. «А разве слово- это не самое ужасное на земле? Словами мы выражаем ненависть, обижаем, объявляем войну,» Тогда купец посылает Эзопа ещё раз на базар и просит его принести самое прекрасное, что есть на свете. И эзоп опять приносит слово. «Как же, опять слово?» - удивился хозяин. «А разве это не самое прекрасное, что естьна земле? Словом мы выражаем нежность, верность, любовь, провозглашаем мир»

-эта легенда повествует нам о том, что мы должны беречь слово, беречь наш язык, ведь его сила безгранична.

-С помощью наречий скажите, как вы чувствовали сегодня себя на уроке? Вам было (интересно, трудно, весело, приятно….)

































Приложение к уроку для учащихся.

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К. Г. Паустовский)

2.Цель исследования: узнать

  • На какие вопросы отвечает

  • С какой частью речи связано

  • Изменяемая или неизменяемая часть речи?

  • Роль в предложении

КАРТОЧКА 1.

Наступит зима

Белка делает запасы на зиму.

К нам в леса прилетят снегири.

Скоро наступит зима

Белка хлопотливо делает запасы на зиму.

К нам в леса издалека прилетят снегири..


КАРТОЧКА 2

1 вариант

Скоро земля укроется белым покрывалом.

2 вариант

Утром земля покрылась серебряным инеем.



3.Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» –
И увидишь зимнее село.
Ну, а если скажешь ты  «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Автор: Бушманова Виктория Вячеславовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "150224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420452897"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "222416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436273289"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "296413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455991856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства