. Изменение имён прилагательных по родам
Цели: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют род и окончания имён прилагательных.)
- Как определить род имени прилагательного?
- Актуализация знаний
- Спишите. Укажите род имён прилагательных.
Кленовый лист, тёплое молоко, хороший друг, звёздная ночь, ранняя весна, широкий двор, овощное рагу, далёкий путь, яркое солнце, субботний вечер.
- Как определить род имени прилагательного?
- Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Составьте и запишите шесть словосочетаний «прилагательное + существительное». Укажите род имён прилагательных, выделите окончания.
- Как определить род имени прилагательного?
- Сформулируйте тему урока.
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику Упр. 128 (с. 74).
(Работа в парах. Проверка.)
- Прочитайте словосочетания с вопросами.
- Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.
- Назовите род имён существительных и имён прилагатель-
ных.
- Назовите окончания имён прилагательных.
Упр. 129 (с. 75).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.).
- Прочитайте словосочетания.
- Назовите род имён прилагательных и их окончания.
- Работа со словом из словаря
- Найдите слово сирень в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом сирень, запишите.
- Запомните написание этого слова.
- Составление предложений по схемам
кто? что делал? что? что делала?
I I
какой? где?
- Составьте и запишите предложения по схемам. Укажите число и в единственном числе - род имени прилагательного в каждом предложении.
- Какие окончания бывают у имён прилагательных в единственном числе? От чего это зависит?
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 131 (с. 76).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания и род имён прилагательных.)
- Назовите имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Приведите примеры.
- Назовите имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы. Приведите примеры.
- Упражнения в подборе синонимов и антонимов
- Подберите к данным именам прилагательным антонимы и запишите их.
Мягкий, кривой, грустный, здоровый, дневной, белый, длинный, сытый.
- Подберите к данным именам прилагательным синонимы и запишите их.
Холодный, большой, быстрый, отважный, душистый, мудрый, страшный.
- Обозначьте орфограммы в словах.
- Рефлексия
- Спишите. Замените выделенные слова антонимами.
Опоздали
Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.
- Изменился ли смысл всего текста?
- Запишите новый текст. Озаглавьте его.
- Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.
- Оцените свою работу на уроке.
- Подведение итогов урока
- Какие бывают окончания у имён прилагательных в единственном числе?
Домашнее задание
Упр. 130 (с. 75).