kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит учебный материал по теме "Род имен существительных" и может быть использована при объяснении данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Род имен существительных"»

План конспект урока по русскому языку ФГОС Род имени существительного.  Автор: Бирюкова Ф.М. учитель ГБОУ СОШ № 17

План конспект урока

по русскому языку ФГОС

Род имени существительного.

Автор:

Бирюкова Ф.М.

учитель

ГБОУ СОШ № 17

Тип урока: открытие нового знания. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.    Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного. Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
  • Тип урока: открытие нового знания.
  • Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   
  • Задачи:
  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.
  • Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты Личностные:

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
  • - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.  

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 

Предметные:  - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных .

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

1.Самоопределение к учебной деятельности.  Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

  • Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
  • Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.  - С добрым утром начат день,  Первым делом гоним лень.  На уроке не зевать,  А работать и писать.  Начинаем урок!   Психологический настрой к уроку
  • Организация детей к уроку.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

  • Психологический настрой к уроку

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2.Актуализация опорных знаний:  Цель: Актуализировать знаний о частях речи

2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знаний о частях речи

  • Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
  • Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
  • Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:    Юность, красота, горячий .   Дерево, говорить, весна.

- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:

Юность, красота, горячий . Дерево, говорить, весна.

Имя существительное - Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.  Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного) - Какие из этих признаков постоянные? (Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) род, число, одуш.

Имя существительное

- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)

- Какие из этих признаков постоянные?

(Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

род, число, одуш.

- Что значит термин «постоянный признак»? (Не изменяются). - Что значит термин «непостоянный признак»? (Изменяются).

- Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»?

(Изменяются).

3.Постановка проблемы.  Цель: СФормировать представление о результате   Личностные УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные  УУД: целеполагание   Предметные  УУД:  затруднение в определении рода существительного.  

3.Постановка проблемы. Цель: СФормировать представление о результате

  • Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
  • Метапредметные УУД: целеполагание

 

  • Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного.

 

-Прочитайте имена  существительные. НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.  - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

-Прочитайте имена

существительные.

НА ДОСКЕ:

дом, весна, окно, клей, пальто,

каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

4. Открытие нового знания  Цель: Сформировать умение определять род имен существительных Личностные УУД :  умение удерживать учебную задачу Метапредметные  УУД :  владение правильной речью, знания о временах года Предметные  УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.   - Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)

4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных

  • Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
  • Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах года
  • Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.

- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)

Фиксированное затруднение -Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите. (приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного). - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей). - Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да). - Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)

Фиксированное затруднение

-Постоянный это признак имени существительного или

непостоянный? Докажите.

(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

- Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).

- Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)

5. Первичное закрепление  УУД  Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.    Личностные УУД :  ЦО к умению выбирать действия по достижению цели Метапредметные  УУД :  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.

Личностные УУД :

ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные УУД : Умение применять знания на практике

Поиск способов определения рода имени сущ. УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей РАБОТА В ТЕТРАДИ Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.  -Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)  - Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему . (Приводят примеры).

Поиск способов определения рода имени сущ.

УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)

- Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему . (Приводят примеры).

Определение рода имени существительного . Способ №1 Мужской род (он) Женский род (она) Средний род (оно) а я а я е о Фиксированное затруднение

Определение рода имени существительного .

Способ №1

Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)

а

я

а

я

е

о

Фиксированное затруднение

Определение рода имени существительного . Способ №2,3 - Сейчас мы будем выполнять творческое задание (Работа над составлением текста по опорным словам) На доске:  Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.  ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________!

Определение рода имени существительного .

Способ №2,3

- Сейчас мы будем выполнять творческое задание

(Работа над составлением текста по опорным словам)

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________!

Работа в группах Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей

Работа в группах

Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

установление аналогий и причинно - следственных связей

- Как вы думаете, каким будет задание? (Составить текст на тему «Зима»).  Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!  - Составление какого предложения у вас вызвало трудности? ( ________ ________ укрыло землю.  называют свои варианты : Пушистый снег укрыл землю. Белоснежный ковер укрыл землю. Белоснежное одеяло укрыло землю) - Какое предложение составлено правильно?

- Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Зима»).

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!

- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?

( ________ ________ укрыло землю.

называют свои варианты :

Пушистый снег укрыл землю.

Белоснежный ковер укрыл землю.

Белоснежное одеяло укрыло землю)

- Какое предложение составлено правильно?

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами -Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло) Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное. - Назовите основу предложения (одеяло укрыло) - Назовите словосочетание, которое вы вставили. (белоснежное одеяло)

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)

Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.

- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)

- Назовите словосочетание, которое вы вставили.

(белоснежное одеяло)

Определение рода имени существительного .  Способ №2.  по признаку.   Мужской род (он) Женский род (она) Средний род (оно) ее ое ый ий яя ая  Способ №3.  по действию в прошедшем времени. Мужской род (он) Что сделал? Женский род (она) Средний род (оно) Что сделала? Что сделало? о а

Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку.

Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)

ее

ое

ый

ий

яя

ая

Способ №3. по действию в прошедшем времени.

Мужской род (он)

Что сделал?

Женский род (она)

Средний род (оно)

Что сделала?

Что сделало?

о

а

Физминутка   Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.  Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). (Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)

Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

  • Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)

Вывод:  Логическая цепочка : Местоимение и окончание им.существительного указало на род;  2) глагол подсказал род им.существительного;   3) им.прилагательное указало на род. им.существительного

Вывод:

Логическая цепочка :

  • Местоимение и окончание им.существительного указало на род;

2) глагол подсказал род им.существительного;

3) им.прилагательное указало на род. им.существительного

6.Включение нового знания в систему знаний.  УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения   РАБОТА В ТЕТРАДИ: Задание по выбору с последующей взаимопроверкой 1 вариант:  Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного. 2 вариант:  Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

6.Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Задание по выбору с последующей взаимопроверкой

  • 1 вариант:

Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.

  • 2 вариант:

Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

7. Контроль и оценка   Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности Личностные УУД : п оложительное отношение к проделанной работе. Метапредметные  УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД :  п редлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : п оложительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные УУД : п редлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

-Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имен существительных?

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

  • Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?

8. Рефлексия  Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.  

8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.  

  • Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
  • Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -А какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом). -Почему? (Потому что мы еще не изучали другие части речи).

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

-А какое задание было наиболее трудным?

(Работа с текстом).

-Почему?

(Потому что мы еще не изучали другие части речи).

САМООЦЕНКА  УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

САМООЦЕНКА

УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное. (Какого рода  имя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.

- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное. (Какого рода

имя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Домашнее задание по выбору: 1)  РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию) Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание по выбору:

1) РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию)

Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Род имен существительных"

Автор: Бирюкова Фарида Махмутовна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства