Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Род имен существительных"»
План конспект урока
по русскому языку ФГОС
Род имени существительного.
Автор:
Бирюкова Ф.М.
учитель
ГБОУ СОШ № 17
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
1.Самоопределение к учебной деятельности.Цель:сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация опорных знаний:Цель: Актуализировать знаний о частях речи
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД: Знания о частях речи, их признаках.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
МетапредметныеУУД : владение правильной речью, знания о временах года
ПредметныеУУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Фиксированное затруднение
-Постоянный это признак имени существительного или
непостоянный? Докажите.
(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).
- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).
- Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).
- Для чего же нужно правило?(дети читают правило в учебнике)
5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД :
ЦО к умению выбирать действия по достижению цели
МетапредметныеУУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
ПредметныеУУД : Умение применять знания на практике
Поиск способов определения рода имени сущ.
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.
-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)
- Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему . (Приводят примеры).
Определение рода имени существительного .
Способ №1
Мужской род (он)
Женский род (она)
Средний род (оно)
а
я
а
я
е
о
Фиксированное затруднение
Определение рода имени существительного .
Способ №2,3
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание
(Работа над составлением текста по опорным словам)
________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________!
Работа в группах
Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
установление аналогий и причинно - следственных связей
- Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему «Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?
( ________ ________ укрыло землю.
называют свои варианты :
Пушистый снег укрыл землю.
Белоснежный ковер укрыл землю.
Белоснежное одеяло укрыло землю)
- Какое предложение составлено правильно?
Метапредметные УУД-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)
- Назовите словосочетание, которое вы вставили.
(белоснежное одеяло)
Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку.
Мужской род (он)
Женский род (она)
Средний род (оно)
ее
ое
ый
ий
яя
ая
Способ №3.по действию в прошедшем времени.
Мужской род (он)
Что сделал?
Женский род (она)
Средний род (оно)
Что сделала?
Что сделало?
о
а
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Вывод:
Логическая цепочка :
Местоимение и окончание им.существительного указало на род;
2) глагол подсказал род им.существительного;
3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
6.Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
1 вариант:
Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
2 вариант:
Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.
7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Личностные УУД :п оложительное отношение к проделанной работе.
МетапредметныеУУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД :п редлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
-Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
МетапредметныеУУД : умение сравнивать, делать выводы;
ПредметныеУУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
-А какое задание было наиболее трудным?
(Работа с текстом).
-Почему?
(Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКА
УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное. (Какого рода
имя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание по выбору:
1) РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию)
Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.
Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок