Урок математики.4 класс. Арапова И.В.
Тема: « Решение задач на движение»
Цель урока: знакомство с решением задач на движение в противоположных направлениях.
Задачи:
Образовательные:
Сравнивать различные виды движения : вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием.
Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления, вдогонку и с отставанием; зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки)
Воспитательные:
Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
совершенствовать графическую культуру.
Оборудование:
1. оформление доски;
2. опорные схемы; формулы.
3. Распечатки тренажёра, тесты.
Ход урока.
I) Организация класса.
У нас в классе очень много спортсменов. Среди них есть хоккеисты. От чего зависит успех команды? (от сплочённости, от скорости движения, реакции)
Почему я этот вопрос задаю на уроке математики? Какую величину мы сейчас упомянули? В каких задачах используем? ( в задачах на движение)
II) Первичная актуализация.
1) Подумайте, ребята! - Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
- Зачем они нам необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
Как вы думаете, какая будет тема урока?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА « Решение и составление задач на движение»
Какую цель поставим на урок? Научиться составлять задачи на движение.
Для этого какие задачи поставим?
-вспомнить, какие виды задач бывают;
-вспомнить формулы
- вспомнить, как найти скорость, время, расстояние.
Наша главная цель при составлении задач на движение: устанавливать зависимость между величинами.
Мы постараемся вместе ответить на вопросы на этом или последующих уроках.
3) - Какие существуют виды задач на движение?
Движение в противоположном направлении с удалением
Движение в одном направлении с отставанием
Движение в одном направлении вдогонку
4) - Что общего и в чём различия этих задач?
ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.
III) Системная актуализация опорных знаний.
(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)
1) - Вспомните, как найти
СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t
2) - Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно,
остальные самостоятельно в парах
Тренажер
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? | s = 12 км v = 3 км/ч t - ? | s = 2 м t = 2 мин v - ? | v = 10м/мин t = 8 мин s - ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч v - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 км t = 6 ч v - ? |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? |
Самопроверка |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? 18 км | s = 8 км t = 2 ч v - ? 4 км\ч | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? 80 км | s = 12 м t = 6 ч v - ? 2 м\ч |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? 60 км | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? 90 м | s = 60 см v = 15 см/с t - ? 4 с | s = 90 км t = 9 ч v - ? 10 км\ч |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? 80 м | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? 5 ч | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? 100 км | s = 60 км t = 12 мин v - ? 5 км\мин |
Самопроверка:
Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
А теперь поработаем в парах. На партах лежит материал, в котором собраны скоростные рекорды. Составьте задачи на движение в противоположном направлении. Ответы.
-Почему мы не смогли выполнить это задание? Нам не хватает знаний. Где мы можем их добыть? Что может служить источником знаний?
- В этот раз вас будут учить авторы нашего учебника.
-Откройте тетради, запишите число.
-Послушайте задачу.
IV) Систематическое закрепление. Работа с учебником. С.33
Задача 1.
V) Физминутка.
VI) Систематическое закрепление.
1в-решает задачу 2
2в-задача 3
Пока решаете задачу, на компьютере составит задачу……………….
Проверка.
Домашнее задание составить задачу.
- Можно ли самостоятельно составить задачу на движение? Как?
Что для этого надо сделать?
( выбрать объекты движения, направление движения, место отправления, задать значение измерения величин, определить, что будет искомым)
Рефлексия. Оценивание.