Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Приставка и предлог". »
Тема: Сравнение правописания приставки и предлога.
Галина Айтжанова,
учитель начальных классов
Александровской СШ
Костанайская область
Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.
Задачи:
Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.
Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс; рабочие тетради; листы с заданиями для каждого учащегося; презентация урока, выполненная в PowerPoint; мультимедийный проектор, экран; кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии, иллюстрации цветов.
Ход урока
I Организационный момент. Тренинг «Вопрос-ответ».
Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим. Тихо сели девочки, Тихо сели мальчики. Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.
(Слайд №1)
II Актуализация опорных знаний. "Теоретическая минутка".
А помогать нам на уроке будут наши друзья: Маша, Миша и Волшебница. (Слайд № 2)
На ваших партах карточки. На одних карточках начало фразы, на других - конец фразы. Вам нужно соединить начало и конец. (Слайд № 3)
1 группа.
Окончание - это :
часть слова, которая изменяется.
Основа слова - это :
часть слова без окончания.
Корень слова - это :
общая часть основ родственных слов.
2 группа.
Суффикс - это :
часть слова.
Суффикс стоит :
после корня.
С помощью суффикса :
образуются другие слова.
3 группа.
Приставка - это :
часть слова.
Приставка стоит :
перед корнем.
С помощью приставки :
образуются другие слова.
- Проверка. (Слайды № 4, 5, 6)
III Словарно-орфографическая работа.
Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. (Слайд № 7) Вы сможете его отгадать, если внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на экране, и на буквы в каждой из них.(Слайд № 8)
Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
Посмотрите на фигуры, вспомните, какие буквы находились в геометрических фигурах, и назовите новое словарное слово. (Слайд № 9)
Получилось слово "скоро". А что значит скоро?
Каким другим словом, близким по значению можно заменить слово "скоро"? (Быстро.)
Что изображено на рисунке? (Машина скорой помощи.)
Что такое "скорая помощь"? (Медицинское учреждение, оказывающее экстренную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, а также автомашина.)
Произнесите хором слово "скоро,месяц". На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.)
Посмотрите правописание слова "скоро, месяц" в словарике "Пиши правильно", запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную.
Вставьте новое словарное слово. Подчеркните в нем букву, написание которой надо запомнить. (Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.)
Выпишите родственные слова, выделите в них корень. (Сказка, сказывается; дело, делается.)
Проверка с экраном.
IV Формулирование темы и цели урока.
(Слайд № 11) Волшебница предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:
добежать до аптеки;
забежать за лекарством.
(Слайд № 12) Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.
Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.
Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.
Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?
Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка? (Слайд № 13) Какую цель поставим? (Слайд № 14)(Учиться различать предлоги и приставки.)
V Изучение нового материала
Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?
Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах. (Слайд № 15) Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)
(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)
Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.
(Слайд № 17) Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)
Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.
Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)
VI Физкультминутка
(Слайд № 18) Я прочитаю слова (по дороге, у дома, зашел, перед садом, забежал, покатил, от берега, запустил, с горы.)
Если слово с предлогом, вы подпрыгиваете. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки - на поясе.
VII Закрепление изученного материала
(Слайд № 19) Упражнение 280, страница 105 в группах.
Упражнение 281, страница 105 в группах ( 1-по, 2-до, 3-под).
Упражнение 282, страница 105 в группах.
Прочитайте текст.
Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
Проверяем по цепочке.
Без своего (летнего, голубого) зонтика;
под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;
до пушистого (короткого, длинного) хвостика.
Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)
(Слайд № 20) Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)
Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.
1 группа - слово "дождик",
2 группа - "носик",
3 группа - "хвостик".
Проверка.
(Слайд № 21) Упражнение 283, страница 106.
Прочитайте текст.
Прочитайте первое предложение.
Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
Прочитайте второе предложение.
Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)
(Слайд № 22) ДВОРНИКСБРОСИЛСНЕГСКРЫШИ.
Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
Выделите приставку, подчеркните предлог.
Докажите.
(Слайд № 22) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному человеку к доске).
1 группа: разобрать по составу слово дворник
2 группа: сделать фонетический разбор слова "снег".
3 группа: выделить части в словах "снег", "с крыши".
Проверка.
Самостоятельная работа.(Слайд № 23)
А сейчас хочется узнать, как вы усвоили новую тему. На экране записаны задания. (Слайд № 24) Вы выполняете в тетради те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинаете работу с первого задания. Записываете только ответы. Те, кто сможет справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.
- Проверка. (Слайд № 24)
VIII Итог урока
(Слайд № 25)
Что нового узнали о приставках и предлогах?
Как отличить приставку от предлога?
IX Рефлексия
(Слайд № 26) Поднимите кружок. (Зеленый - "Я все понял и усвоил"; желтый - "Знания нуждаются в повторении и закреплении"; красный - "Мне многое не понятно".)
X Домашнее задание
(Слайд № 27) Рабочая тетрадь. Страница 106, упражнение 285. По желанию придумать задание для своего соседа по парте "Исключи лишнее слово".