kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Приставки и предлоги" ( введением национально-регионального компонента)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                    Тема: Приставки и предлоги.

 

Цель: углубить представления учащихся о словообразовательной роли приставок и  роли предлогов, развивать умения различать приставку и предлог.

Содействовать воспитанию в детях патриотических чувств, чувств любви, гордости восхищения к родному краю.

        

         Разминка ( пальчиковая гимнастика ).

       

        Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву и соединения с этой буквой. Буква эта встречается в одной из частей каждого слова. Для этого Вам надо разобрать слова по составу и найти нужную букву.

        Заряд,           сопка,          причал,            рыбак.

        Объясните значение слова  заряд (сильный и внезапный снегопад), причал (место, где стоят корабли).

        Какую букву будем писать? (а)

Дайте характеристику букве в какой части слов она встречается (гласная, обозначает гласный звук а может образовывать слог).Составьте цепочку из букв   а, р, т (арт, атр, рат,  тар). Напишите составленные цепочки в разной последовательности до конца строки. 

       Придумайте  слова, в которые бы входили данные цепочки. Назовите их.

          

           Словарная работа.

                                    картина

           Объясните лексическое значение слова. Вот как толкует словарь Ожегова.

1) произведение живописи в красках;

2) то же, что фильм;

3) изображение чего-либо в литературном произведении;

4) то же, что можно видеть, обозревать или представлять в конкретных образах (за окном картина города).

Разберем слово по составу.

Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную. В какой части слова она находится? Можно ли ее проверить?  Значит это какое слово? (словарное).

Запишите слово, подчеркните безударную гласную.

Образуйте новые слова и словосочетания  с ними. Запишите их (картинная галерея, нарисовать картину, вижу на картине).

Где у нас в городе находится картинная галерея?

(в Художественном музее, в Краеведческом музее).

          Объясните значение слова галерея (помещение для выставки).

 

          Разберите слова по составу.  Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

Что называется суффиксом?

Что называется приставкой?

Назовите слово с приставкой.

Как пишутся приставки со словами?

Почему  в сочетании    вижу на картине     я написала   на   отдельно?

Как пишутся предлоги с о словами?

Кто догадался какая тема нашего урока?

Прочитайте по учебнику вопрос на который мы сегодня с Вами ответим (Почему нужно различать приставки и предлоги?)

 

Прочитайте это шутливое стихотворение.

Сугробы снега вьюги намели,

и у ворот, как баржа на мели,

полуторка стоит

Ну и занос!

Я вышел за ворота, а мороз

как затрещит — и хвать меня за нос.

Сравните выделенные слова

Назовите те из выделенных слов, в которых  на -,  за-   являются частью слова.

Как называется эта часть слова? 

Как она пишется?

Для чего служит?

Сформулируйте самостоятельно правило.

Прочитайте по учебнику.

Найдите в стихотворении предложения, где    на      и     за     являются словами.

Как называются такие слова?  Как она пишутся? Для чего служат?

Сформулируйте самостоятельно правило?

Прочитайте по учебнику.

Попробуйте вставить между предлогом и существительным подходящее по смыслу слово  или вопрос.

                 на  (какой?)   большой мели

                 хвать  за   (что?)  красный нос.

А теперь попробуйте проделать то же самое с при ставкой и словом.

Получается?

Сформулируйте правило.  Прочитайте по учебнику.

Обобщите полученные знания.

                Приставка.                                                 Предлог.

  1. это часть  слова                         это  слово
  2. пишется с корнем слитно          с другим словом пишется раздельно
  3. служит для образования            для связи слов в предложении

         новых слов

4) вставить вопрос или слово           между предлогом и словом       

между приставкой и корнем              можно

нельзя

Что же такое приставка?

Как пишется со словом ?       С другими словами?

Для чего служит приставка?  Предлог?

Можно ли между приставкой и корнем поставить вопрос или слово?

А между предлогом и другими словами?

Давайте докажем наши знания на практике.

Выборочный диктант.

      Я буду диктовать словосочетания:

Дети первого варианта записывают словосочетания в которых встречаются приставки,  а второго варианта — словосочетания с

предлогами.

(бесснежная зима — зима без снега,

 за полярным кругом — заполярный ветер,

 рассматривать палубу — стоять на палубе,

 лодки под водой  - подводные лодки ).

( Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.)

Взаимопроверка.

Прочитайте,  какие словосочетания записали.

Как написали приставку с корнем?

Как написали предлоги со словами?

Как можно проверить?

Кто догадался, что отражают слова и словосочетания, которые мы написали?

       ( Особенности  Кольского Севера, города Мурманска).

Какую картину о Мурманске Вам хотелось бы нарисовать?

Чем можно рисовать картину?

         (Музыкой,  красками, словом).

 Прочитайте,  какую картину нарисовал автор с помощью слова?

     (У) каждого города — свои (не)повторимые (при)меты. Попробуй (на)бросать контуры нашего Мурманска.  Ты (на)рисуешь гряду сопок, руки строительных кранов, (вз)метнувшихся (в) небо, мачты судов (в) порту.

     Кажется, что вот — вот город  (от)чалит и (по)плывет (в) дальние страны.

     С помощью чего автор нарисовал словесную картину?

(с помощью текста).

     Определите тему текста. (Мурманск)

Какова главная мысль текста?  (красота города, особенности города).

Какой текст по типу?  (описание).

     Что видит автор рисуя город Мурманск?

Найдите образные выражения в тексте.

С чем сравнивает автор краны, город.

Как бы Вы продолжили этот текст описания города.

Выпишите слова с приставками, выделите их, и словосочетания с предлогами.  Подчеркните предлоги.

       Проверка.

Прочитайте слова с приставками, предлогами.

А теперь ответьте на вопрос, почему надо различать приставку и предлог.   Докажите, пользуясь схемой.

       Дома создайте текст — описание города по теме:  «Мурманск празднует  свой юбилей».   Свой текст проиллюстрируйте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Приставки и предлоги" ( введением национально-регионального компонента)»

Тема: Приставки и предлоги.


Цель: углубить представления учащихся о словообразовательной роли приставок и роли предлогов, развивать умения различать приставку и предлог.

Содействовать воспитанию в детях патриотических чувств, чувств любви, гордости восхищения к родному краю.

Разминка ( пальчиковая гимнастика ).

Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву и соединения с этой буквой. Буква эта встречается в одной из частей каждого слова. Для этого Вам надо разобрать слова по составу и найти нужную букву.

Заряд, сопка, причал, рыбак.

Объясните значение слова заряд (сильный и внезапный снегопад), причал (место, где стоят корабли).

Какую букву будем писать? (а)

Дайте характеристику букве в какой части слов она встречается (гласная, обозначает гласный звук а может образовывать слог).Составьте цепочку из букв а, р, т (арт, атр, рат, тар). Напишите составленные цепочки в разной последовательности до конца строки.

Придумайте слова, в которые бы входили данные цепочки. Назовите их.

Словарная работа.

картина

Объясните лексическое значение слова. Вот как толкует словарь Ожегова.

1) произведение живописи в красках;

2) то же, что фильм;

3) изображение чего-либо в литературном произведении;

4) то же, что можно видеть, обозревать или представлять в конкретных образах (за окном картина города).

Разберем слово по составу.

Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную. В какой части слова она находится? Можно ли ее проверить? Значит это какое слово? (словарное).

Запишите слово, подчеркните безударную гласную.

Образуйте новые слова и словосочетания с ними. Запишите их (картинная галерея, нарисовать картину, вижу на картине).

Где у нас в городе находится картинная галерея?

(в Художественном музее, в Краеведческом музее).

Объясните значение слова галерея (помещение для выставки).


Разберите слова по составу. Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

Что называется суффиксом?

Что называется приставкой?

Назовите слово с приставкой.

Как пишутся приставки со словами?

Почему в сочетании вижу на картине я написала на отдельно?

Как пишутся предлоги с о словами?

Кто догадался какая тема нашего урока?

Прочитайте по учебнику вопрос на который мы сегодня с Вами ответим (Почему нужно различать приставки и предлоги?)


Прочитайте это шутливое стихотворение.

Сугробы снега вьюги намели,

и у ворот, как баржа на мели,

полуторка стоит

Ну и занос!

Я вышел за ворота, а мороз

как затрещит — и хвать меня за нос.

Сравните выделенные слова

Назовите те из выделенных слов, в которых на - , за- являются частью слова.

Как называется эта часть слова?

Как она пишется?

Для чего служит?

Сформулируйте самостоятельно правило.

Прочитайте по учебнику.

Найдите в стихотворении предложения, где на и за являются словами.

Как называются такие слова? Как она пишутся? Для чего служат?

Сформулируйте самостоятельно правило?

Прочитайте по учебнику.

Попробуйте вставить между предлогом и существительным подходящее по смыслу слово или вопрос.

на (какой?) большой мели

хвать за (что?) красный нос.

А теперь попробуйте проделать то же самое с при ставкой и словом.

Получается?

Сформулируйте правило. Прочитайте по учебнику.

Обобщите полученные знания.

Приставка. Предлог.

  1. это часть слова это слово

  2. пишется с корнем слитно с другим словом пишется раздельно

  3. служит для образования для связи слов в предложении

новых слов

4) вставить вопрос или слово между предлогом и словом

между приставкой и корнем можно

нельзя


Что же такое приставка?

Как пишется со словом ? С другими словами?

Для чего служит приставка? Предлог?

Можно ли между приставкой и корнем поставить вопрос или слово?

А между предлогом и другими словами?


Давайте докажем наши знания на практике.

Выборочный диктант.

Я буду диктовать словосочетания:

Дети первого варианта записывают словосочетания в которых встречаются приставки, а второго варианта — словосочетания с

предлогами.

(бесснежная зима — зима без снега,

за полярным кругом — заполярный ветер,

рассматривать палубу — стоять на палубе,

лодки под водой - подводные лодки ).

( Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.)

Взаимопроверка.

Прочитайте, какие словосочетания записали.

Как написали приставку с корнем?

Как написали предлоги со словами?

Как можно проверить?

Кто догадался, что отражают слова и словосочетания, которые мы написали?

( Особенности Кольского Севера, города Мурманска).

Какую картину о Мурманске Вам хотелось бы нарисовать?

Чем можно рисовать картину?

(Музыкой, красками, словом).

Прочитайте, какую картину нарисовал автор с помощью слова?

(У) каждого города — свои (не)повторимые (при)меты. Попробуй (на)бросать контуры нашего Мурманска. Ты (на)рисуешь гряду сопок, руки строительных кранов, (вз)метнувшихся (в) небо, мачты судов (в) порту.

Кажется, что вот — вот город (от)чалит и (по)плывет (в) дальние страны.

С помощью чего автор нарисовал словесную картину?

(с помощью текста).

Определите тему текста. (Мурманск)

Какова главная мысль текста? (красота города, особенности города).

Какой текст по типу? (описание).

Что видит автор рисуя город Мурманск?

Найдите образные выражения в тексте.

С чем сравнивает автор краны, город.

Как бы Вы продолжили этот текст описания города.

Выпишите слова с приставками, выделите их, и словосочетания с предлогами. Подчеркните предлоги.

Проверка.

Прочитайте слова с приставками, предлогами.

А теперь ответьте на вопрос, почему надо различать приставку и предлог. Докажите, пользуясь схемой.

Дома создайте текст — описание города по теме: «Мурманск празднует свой юбилей». Свой текст проиллюстрируйте.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Приставки и предлоги" ( введением национально-регионального компонента)

Автор: Гринько Людмила Сергеевна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 608935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства