Цель урока: развитие представлений об окружающем мире через знакомство с природой Южного полюса.
Задачи:
Сформировать у учащихся 4 класса представление о природной зоне континента;
Показать необычность данного материка;
Познакомить с русскими путешественниками, открывшими последний неизведанный материк Земли.
Форма проведения: проблемный урок, работа в группах.
Оборудование:
- карта полушарий;
- глобус;
- компьютер;
- литература: энциклопедии «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем», «Энциклопедия для детей. География», научно-художественный сборник «Хочу все знать», географический атлас «Мир и человек».
Ожидаемый результат:
При активном участии в исследовании проблемы всеми детьми класса открыты новые знания об особенностях шестого континента. У детей пробуждается интерес к углубленному изучению особенностей природы Антарктиды.
Проблема: Есть ли жизнь на Южном полюсе.
Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде люди не живут постоянно?
Оптимальный вариант решения проблемы:
Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, именно поэтому нет постоянной жизни на материке.
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
Цель урока: развитие представлений об окружающем мире через знакомство с природой Южного полюса.
Задачи:
Сформировать у учащихся 4 класса представление о природной зоне континента;
Показать необычность данного материка;
Познакомить с русскими путешественниками, открывшими последний неизведанный материк Земли.
Форма проведения: проблемный урок, работа в группах.
Оборудование:
- карта полушарий;
- глобус;
- компьютер;
- литература: энциклопедии «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем», «Энциклопедия для детей. География», научно-художественный сборник «Хочу все знать», географический атлас «Мир и человек».
Ожидаемый результат:
При активном участии в исследовании проблемы всеми детьми класса открыты новые знания об особенностях шестого континента. У детей пробуждается интерес к углубленному изучению особенностей природы Антарктиды.
Проблема: Есть ли жизнь на Южном полюсе.
Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде люди не живут постоянно?
Оптимальный вариант решения проблемы:
Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, именно поэтому нет постоянной жизни на материке.
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока " Природа Антарктиды" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Викторопольская средняя общеобразовательная школа»
Вейделевского района Белгородской области
Окружающий мир
(Проблемный урок в 4 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова)
Тема: Природа Антарктиды
Викторополь 2014
Цель урока: развитие представлений об окружающем мире через знакомство с природой Южного полюса.
Задачи:
Сформировать у учащихся 4 класса представление о природной зоне континента;
Показать необычность данного материка;
Познакомить с русскими путешественниками, открывшими последний неизведанный материк Земли.
Форма проведения: проблемный урок, работа в группах.
Оборудование:
- карта полушарий;
- глобус;
- компьютер;
- литература: энциклопедии «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем», «Энциклопедия для детей. География», научно-художественный сборник «Хочу все знать», географический атлас «Мир и человек».
Ожидаемый результат:
При активном участии в исследовании проблемы всеми детьми класса открыты новые знания об особенностях шестого континента. У детей пробуждается интерес к углубленному изучению особенностей природы Антарктиды.
Проблема: Есть ли жизнь на Южном полюсе.
Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде люди не живут постоянно?
Оптимальный вариант решения проблемы:
Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, именно поэтому нет постоянной жизни на материке.
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
Ход урока.
1. Настрой на урок.
В путешествие сегодня отправляемся
Я уверена, вместе мы справимся
Будем думать, искать, рассуждать
Земли новые покорять.
2. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы совершили путешествие на материк Австралия. Отчёты ваших экспедиций представлены здесь. Чем же вас удивила Австралия? Я думаю, что сегодняшняя наша экспедиция будет не менее увлекательной.
Посмотрите сюжет и попробуйте догадаться, о каких местах планеты речь пойдет сегодня на уроке.
(Приложение 1) видеоклип
Рассказ учителя на фоне видеоролика:
- На земном шаре лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области.
Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.
Это самые холодные части планеты.
- Какую часть Земного шара вы видели сейчас на экране?
- Докажите, почему?
Арктика Антарктида
- Молодцы! А существует ли - Докажите, что есть!
похожая точка на планете?
(Показать на глобусе)
- Определите тему сегодняшнего урока!
Природа Антарктиды
3. Постановка цели урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему бы вы хотели научиться, что узнать?
Фиксация на доске
4. Постановка проблемы.
- Обратили ли вы внимание на начало моего рассказа? Как названа территория Антарктиды?
(Пустынные области)
- Почему они названы пустынными?
(Нет условий для проживания людей).
- Как вы думаете, населенные пункты там есть? (Нет).
- Почему? (Люди не могут там жить долго).
- Какой тогда возникает вопрос?
Люди хотят жить в Антарктиде, но не могут.
Почему?
- Тогда давайте подумаем и попробуем найти правильный ответ на этот вопрос.
- Какие варианты решений этой проблемы вы можете предложить?
Варианты решения проблемы.
(Запись на доске)
Низкая температура воздуха круглый год.
Отдаленность материка от Большой земли.
Отсутствие растительности в Антарктиде.
Вечный ледовый покров.
Отсутствие пищи.
Полгода – ночь.
- Молодцы! Предположений много. А все-таки, какое самое главное?
- Интересно? Давайте попробуем в этом разобраться!
- Итак! Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.
5. Открытие нового знания.
- Тогда я предлагаю вам поработать сегодня исследователями.
Каждой группе исследователей выдаётся карта нашего путешествия. Флажками отмечены пункты, которые нам необходимо пройти.
Начнём с 1-го.
Любой исследователь, прежде чем отправиться в путешествие, изучает исследования других путешественников. Выясним, какие русские мореплаватели первыми достигли берегов Антарктиды.
Первооткрыватели.
Работа в группах.
Работаем с учебником и дополнительной литературой.
(Работа в группах рассчитана на 5 минут. Дети находят материал в учебнике, источниках литературы, энциклопедиях на заданные темы.)
- Давайте послушаем наших исследователей!
( Дети высказываются, дополняют друг друга, делают сообщения по теме.)
(На фоне сообщения по теме на экране появляются слайды)
(Приложение 2) презентация
(Учащиеся слушают рассказ детей, рассматривают портреты первооткрывателей Антарктиды, их путь следования)
Вывод:
- Антарктида – закованный в лед материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Его открыли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1820 году.
В настоящее время изучение Антарктиды ведется учеными разных стран. Советские исследователи сделали много важных открытий в восточной части материка.
- Очень суровые природные условия. Животные обитают только у подтаявших льдов.
- А могут ли люди жить в таких суровых климатических условиях?
- Ученые - полярники живут на Южном полюсе непостоянно. Но все-таки интерес к этому континенту привлекает ученых.
6. Первичное закрепление.
- Итак, вернемся к вопросу нашего урока. Почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде?
- Исходя из ваших исследований, давайте, определим, какова же главная причина?
(Учащиеся объясняют все варианты решения вопроса и приходят к выводу, что главной причиной является вечная мерзлота на материке).
- Мне бы хотелось подвести итог нашего урока такими словами:
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
7. Рефлексия.
Синквейн. Зачитать по желанию.
- Действительно, трудно жить ученым в Антарктиде. А вам сегодня на уроке, насколько трудно было исследовать этот материк? Посмотрите на свою карту. Какой этап был наиболее труден? (рефлексия трудности)
(рефлексия познавательного интереса)
2 флажка вверх: очень интересно, хочется узнать самостоятельно еще больше;
1 флажок: хорошая тема, ограничусь знаниями, которые получил сегодня;
0 флажков: тема показалась неинтересной.
8. Задание на дом.
- Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:
Домашнее задание:
Сочини! (Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды», можно в стихах)
Отчёт о проведении нашей экспедиции с выводами иллюстрациями.
Прочитать текст учебника, ответить на вопрос «Каковы отличия между Антарктидой и Арктикой?».
Зашифровать любое понятие, связанное с темой Антарктиды, при помощи морской азбуки.