Урок по теме "Сезонные изменения" систематизирует и обобщает знания учащихся по разделам "Воздух. Состав воздуха.", "Погода", "Атмосфера", "экология воздуха", а также знакомит с сезонными явлениями и изменениями в природе. Материал планирования подготовлен совместно с учащимися, в качестве поисково-исследовательской деятельности. В течении урока учащиеся тестируются мини-тестами, определяя свой уровень знаний по критериальной таблице оценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сезонные изменения"»
Азизова Валентина Станиславовна 3 уровень
Жамбылская область Меркенский район СШ №7
4 класс Урок познания мира № 20
Тема: Сезонные признаки. Цели урока: обобщить знания детей о характерных признаках каждого времени года в живой и неживой природе; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность; воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес. Тип урока: комбинированный. Методы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой. Прогнозируемый результат: уметь рассказать о сезонных признаках. Оборудование: карточки с заданиями, схемы-таблицы «Воздух», «Погода», жетоны, рисунки деревьев, птиц, предметов неживой природы, презентация «Времена года», листы самооценивания и оценивание по критериям.
Ход урока.
Оргмомент. Создание колаборативной среды. Тренинг «Доброта» (дети стоят в кругу, улыбаясь друг другу, держась за руки произносят: Я дарю тебе свою доброту, Я дарю тебе моё доброе отношение, Я хочу, чтобы твое настроение было хорошим.)
Деление на малые группы. Упражнение «Карусель»
Разгадывание загадок по темам «Погода» и «Природа»
Платье новое надела, Крупно, дробно зачастил,
Пуговки остались (Рябина) Всю землю напоил. (Дождь)
Никто не пугает, Синенькая шубенка
А она вся дрожит. (Осина) Весь мир покрыла. (Небо)
Разбежались на опушке Щука хвостом махнула,
В белых платьицах подружки. (Березы) Лес погнула. (Ветер)
Осенью в щель забьется С виду – клин.
А весной проснётся. (Муха) Развернёшь – блин. (Зонтик)
Психологический настрой. Прозвенел звонок, начинается урок Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем! Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Вспомните состав воздуха. На данной таблице вычеркните лишнее:
«Мозговой штурм» Блиц-опрос по теме "Воздушная оболочка" 1. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется... (АТМОСФЕРОЙ) 2. Газы, входящие в состав воздуха, создают...(АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ) 3. Атмосфера состоит из... (3-х СЛОЕВ) 4. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ... (ОБЛАКА) 5. В следующих слоях атмосферы не образуются облака, потому что нет... (ВОДЯНЫХ ПАРОВ) 6. За слоями атмосферы находится...(ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО) 7. Воздушный слой земли предохраняет планету от ...(ПЕРЕГРЕВА, ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ, УЛЬТРОФИОЛЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ, МЕТЕОРИТОВ).
Проблемный вопрос: Как вы думаете, влияет ли атмосфера на состояние погоды?
- А какая бывает погода?
Продолжи…упражнение «Логические концовки»
То теплая, то…… холодная,
То тихая, то …… ветреная,
То ясная, то…… пасмурная,
То сухая, то …… дождливая.
- От чего зависит такое состояние природы? (от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха) - А какая погода нравится вам?- Что такое погода? Назовите ее составные элементы.
П - О - Г - О - Д - А -
- Кто следит за изменением погоды? Кто делает прогноз? Ответьте на вопрос карточки:
- Какие вещества загрязняют воздух. Выделите на таблице.
Закрепление. Мини-тест.
1.Для чего необходим живым организмам воздух? А) для питания; Б) для дыхания; В) для передвижения. 2.Газ, входящий в состав воздуха, поддерживающий горение, называется… А) углекислый газ; Б) кислород; В)азот 3. Воздушная оболочка, окружающая Земной шар называется.. А)атмосферой; Б) стратосферой В) тропосферой. 4. В слое атмосферы, находящемся у поверхности земли образуются ... А) облака; Б) метеориты; В) пустота.
Работа по теме.
1) Активизация знаний. - Отчего меняется погода? Давайте подумаем. – В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными. - Почему листья разноцветные только осенью? - Может ли снег падать летом? - Определите почему тает снег и снеговик? - В какое время года растут цветы и почему? 2) Слово учителя - Какие времена года вы знаете? Расположите в соответствующей последовательности иллюстрации. (зима, весна, лето, осень) - Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы:- Какое время года приходит за летом? - Какое время года год начинает? - Какое время года следует за зимой? - Какие признаки весны вы знаете? - Чем отличается лето от других времен года? 3) Работа в группах по парам: Дать признаки времени года. Учащиеся вспоминают природные изменения, которые происходят осенью, зимой, весной, летом и записывают их на листах.
- Выберите явления природы для своего времени года
5) Работа по учебнику Учащимся необходимо прочитать текст н с.46-47, выписать новые понятия в тетрадь.
6). Закрепление1) Работа с послетекстовыми вопросами2) Творческая работа учащихся: --- Пользуясь таблицей сезонных изменений, составьте рассказ о временах года.
- Можно ли по виду людей в верхней одежде определить время года? Расположите картинки, относящиеся к каждому времени года.
Итог. - С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? Что повторили? Что нового узнали?
Рефлексия: Заполните листы, которые вы заполняли в начале урока.
(Спикеры и оценщики групп оценивают работу членов группы на уроке, выставляются оценки по критериям)