Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира "Жизнь живых организмов" 4 класс »
Тема урока: Жизнь живых организмов.
Цель и задачи:
- обобщить знания о жизни живых организмов , их взаимодействии и зависимости от природных условий.
- развивать экологические знания, показать роль людей в жизни растений и животных.
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: цветные карандаши, белые листы, демонстрационные картинки и карточки со словами, воздушные шарики, слайдовый и видеоматериалы, музыкальные произведения)
Тип урока: Урок обобщения с элементами путешествия.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично –поисковый.
- Я очень рада, что вы опять сегодня рядом со мной на нашем уроке!
Сегодня у нас необычный урок, а необычен он тем, что к нам пришли ваши школьные товарищи и учителя нашей школы. Ребята, поприветствуйте гостей своей доброй улыбкой.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
-Посмотрите внимательно на доску и прочтите слова.
(Надпись на доске «Мир вокруг нас»)
- Ребята, а что нас окружает? (Ответы учеников)
Правильно. Это растения и животные. (Вывешиваются карточки со словами )
-А, как мы можем назвать одним названием? Правильно, ребята - это живые организмы.
- Что необходимо живым организмам для жизни? (Составление кластера на доске-
Человек- растения- животные- вода- воздух)
-Это области , по которым мы будем работать.
3.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы закрепим и обобщим ваши знания о жизни живых организмов , о необходимых условиях для их жизни. Вспомним о связи живых организмов в природе.
4. Работа по повторению.
- Итак, ребята, я приглашаю вас в путешествие по областям нашего кластера.
Скажите, что вы считаете самым необходимым для живого организма? Правильно.
Первая область- это воздух.
-Вспомните и назовите свойства воздуха.(Ответы учащихся. Показ слайда №1,2)
- Как человек использует свойства воздуха? (Воздушный транспорт, наблюдение за состоянием атмосферы, сжатый воздух).
А, как вы используете сжатый воздух в своих играх? ( Мячи, шарики)
-Сейчас вы покажете как вы умеете надувать шары, но прежде проведем разминку.
Физминутка «Дыхательная гимнастика».
( Встали, плавно поднимая руки вверх, сделаем глубокий вдох через нос. Опуская руки вниз, выдохнем воздух через рот. Повторяем дыхательное упражнение)
-Вот вы и готовы к надуванию шариков, Проведем соревнование, кто первый надует шарик. (Учащиеся надувают шары)
-А теперь учащиеся, у которых написаны слова на шарах, станьте в том порядке, чтобы сложилась фраза. Какую фразу мы получили? (Солнце , воздух и вода –наши лучшие друзья!)
Вторая область- вода.
- Теперь, ребята, вспомним свойства воды. (Ответы учащихся. Показ слайда №3»)
-А в каком состоянии может быть вода?
Сейчас мы с вами поиграем. (Соревнование. Надо быстро пронести в ложке кусочек снега, воду.)
- Почему снег остался в ложке, а вода пролилась на пол? (Ученики рассказывают о разном состоянии воды и условиях, влияющих на ее состояние).
Третья область-растение.
-Назовите группы растений.
-Какие условия необходимы растениям для жизни?
-Как могут размножаться растения?
-Да, ребята, вы очень много знаете о растениях. Но сегодня я хочу открыть вам тайну рождения растения из семени, Приходилось ли вам видеть ,что происходит в семени , когда оно попадет в почву? (Отрицательный ответ).
-Вот сейчас вы увидите видеофильм «Развитие растения из семени»и узнаете как начинается жизнь нового растения.( Показ фильма №4).
-Почему растения важны в природе? (Питание для человека и животных, очищение воздуха, красота окружающего мира, плодородие почвы).
Четвертая область- животные.
-На какие группы мы можем разделить всех животных?
-Почему мы называем животных домашними и дикими?
-Для чего человек ухаживает за домашними животными?
-Как отличается условия жизни диких животных?
-Как человек помогает диким животным?
-Сейчас мы совершим экскурсию в национальный парк, где обитают животные из других природных зон. (Показ видеозаписи №5 :рыбы, жирафы, гризли, питон, слоны, еноты в естественных условиях обитания)
.
5. Обобщение материала.
-Мы знаем о всех необходимых условиях для жизни живых организмов. Вспомнили о том, что нам всем нужен чистый воздух, свежая и чистая вода. Мы хотим дышать чистым воздухом, пить и купаться в чистой воде.(Слова учителя сопровождаются слайдами №6)
-Состояние окружающего мира полностью в руках человека.(Слайд №7)
- Но в процессе своей хозяйственной деятельности, человек влияет на их состояние. Дымом заводов , фабрик и всех видов транспорта происходит загрязнение воздуха. Отходы с предприятий попадают в реки и загрязняют их. (Слова учителя сопровождаются показами слайдов №8).
-Если бы природа могла говорить, что мы могли бы услышать? (Предположения учащихся).
-Правильно. Природа просила бы беречь ее.(Слайд №9) Ведь окружающий нас мир рядом. Беречь природу- это одна из важных задач нашего государства.
6.Рефлексия.
Пока вы еще ученики и только познаете мир. Но уже сейчас вы учитесь чувствовать и любить природу, слышать окружающий мир и оценивать его значимость. Сейчас мы проведем тренинг и узнаем , как вы умеете чувствовать природу. Закройте глаза и представьте летнее утро, за окном поют птицы…
-Какую картину вы представляете? (Ярко светит солнышко, пчелы жужжат и кружат над цветочной клумбой, можно поиграть на улице в любимые игры.)
-А, если летним утром вы услышите частый стук об оконное стекло? (Значит идет дождь, на улице сыро, грязно и игры отменяются).
-Очень хорошо, ребята, а теперь каждому из вас я дам чистый лист бумаги.
Для вас будет звучать музыка «Звуки природы», я предлагаю вам нарисовать все , что вы услышите и почувствуете.(Негромко звучит музыка, ученики рисуют)
-Молодцы, ребята, я вижу, что вы уже умеете чувствовать и слышать звуки природы. Вы услышали журчание ручейка, пение птиц и звучание дудочки. А значит, когда вырастите, то будете любить, беречь и охранять окружающий нас мир. Я предлагаю устроить выставку ваших работ.
-Сегодня вы все очень хорошо работали на уроке, показали свои знания гостям .
-Понравился ли вам урок? Покажите хлопком.
7.Домашнее задание. Читать стр 77-78, отвечать на вопросы к тексту.
Подведение итога урока, оценивание работы учащихся.