Тема: Казахские весенние степи 1 класс
Цели и задачи урока:
1.Приобщить детей к музыке казахского народа, его обычаям и традициям, музыкально – литературному наследию. Способствовать уважительному отношению к носителям традиционной музыкальной культуры Казахстана.
2.Развивать культуру слушания музыки, исполнительскую культуру, умение понимать и чувствовать музыку.
3. Обеспечит усвоение в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий: кюй, стаккато, легато, крещендо, диминуэндо, домбра, кюйши,
4.Развивать навыки восприятия казахской и русской классической музыки, умение сравнивать.
5.Воспитывать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: музыкальный центр, портреты композиторов: Таттимбета и Даулеткерея,
Ход урока:
Музыкальное приветствие,
Здравствуйте, мальчишки,
здравствуйте, девчонки
А теперь все вместе, здравствуйте
Учитель: Скажите мне, ребята, какое сегодня число?, а месяц? (…). Март – это месяц какого времени года ( весна ). Назовите весенние месяцы (март ,апрель, май).
Наступила весна и сегодня мы вместе отправимся в путешествие по казахстанской весенней степи, увидим, какими красками наполнена степь, услышим там музыку, песни и танцы.
Дома вы должны были нарисовать рисунки о весне. А именно степь весной
На ваших рисунках – степь, горы, юрты, цветы, быстроногие кони, люди. Вы нарисовали свои рисунки красками, карандашами. А чем же рисует степь композиторы? Давайте узнаем.
По каким признакам мы определяем, что приходит весна? (Ответы детей) В старину люди верили, что приход весны можно ускорить, приблизить и пели заклички. Одну из них мы сегодня попробуем исполнить.
«Солнышко ясное, грей потеплее,
Солнышко ясное, припекай сильнее»
( Распеваем по полутонам вверх, учитель обращает внимание на легато, напевность, поём ласково ). Посадка детей при пении. При последнем пропевании поднимаем глаза вверх, смотрим на солнышко. ( запись пения жаворонка ).
Ребята, слышите, это над степью летят с юга птицы. Какая – то из них залетела к нам в класс и поёт свою чудесную песенку. Что это за птица? ( жаворонок ).Как пел жаворонок? Высоко или низко? ( высоко ).
Вы услышали настоящий голос жаворонка. Многие композиторы так любили пение птиц, что писали музыку, похожую на птичье пение. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение известного русского композитора П. И. Чайковского «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» (Слушаем).
Какой инструмент пел голосом жаворонка? ( фортепиано ). Как звучала музыка?(высоко, красиво и т.д.).Какое настроение? ( светлое, радостное ).Чем отличаются голоса жаворонков?( настоящий и музыкальный). Вы заметили, что музыка подражает голосу жаворонка.
С первым весенним гостем вы уже познакомились. Кто же ещё сопровождает
приход весны в казахскую степь? А как просыпаются цветы?(ответы детей). Каждый из вас пусть на минуточку представит себя весенним цветком. Попробуем вместе с музыкой проснуться и уснуть.
Игра «Весенние цветы».
Знакомство на примере крещендо и диминуэндо( Учитель делает в музыке крещендо, дети-цветы просыпаются, растут, колышут ручками, приветствуя солнышко, диминуэндо – дети-цветы закрываются на ночь. Почему цветы раскрывались? (солнышко встаёт, в музыке крещендо). Закрывались?( в музыке диминуэндо).
Ребята, крещендо как вы заметили- это увеличение звука, а диминуэндо уменьшение звука
Чудесное пение птиц, красивые весенние первые цветы встретились нам на пути. А вот есть выражение – весеннее настроение. Какое оно? Подберите такие слова, чтобы я поняла, что настроение у вас весеннее! ( ответы детей).
Что хочется делать, когда у вас весеннее настроение? (танцевать, петь, играть, смеяться). Давайте послушаем, что же делает герой нашего следующего музыкального произведения? ( Слушаем «Сылкылдак» Таттимбета ).
Это произведение русского или казахского народа? (казахского). Как вы узнали? (звучит домбра). Как называется произведение казахского народа, исполняемое на домбре? (кюй). Что слышится в музыке? (смех, веселье). Чем сопровождается веселье? (смехом). Как мы можем назвать этот кюй, если его герой смеётся? («Смеющийся»). Написал его известный композитор Казахстана – Таттимбет Казангапов. Родители Таттимбета любили музыку, сами играли на музыкальных инструментах, брали Таттимбета на все праздники. Он очень хорошо научился играть на домбре и сочинил много интересных произведений.
Продолжаем наше путешествие. Что захочется делать вам, слушая следующий музыкальный фрагмент? ( Слушание кюя «Кос алка» Даулеткерея). Хочется танцевать. Кто танцует – юноши или девушки (девушки – мягко, плавно, грациозно). Как танцуют? Девушки одеты в красивые национальные костюмы и украшения (бусы, серьги, монисто, подвески). А что происходит с украшениями при танце? (они покачиваются).
Давайте проверим, действительно пи покачиваются эти украшения при танце? Давайте все вместе попробуем выполняют под музыку «Кос алка простые незатейливые движения казахского танца.
Этот кюй написал ещё один очень известный композитор Казахстана – Даулеткерей. Хотя Даулеткерей был очень богатого, знатного казахского рода, он выбрал для себя судьбу музыканта. В своём кюе «Кос алка» Даулеткерей показал изящную девушку, которая очень красиво танцует и её красивые украшения покачиваются. Недаром это кюй называется «Кос алка» ( «Двойное ожерелье» ).
Чем похожи кюи «Сылкылда?» и «?ос ал?а»? ( весенним, весёлым настроением).
Хочется ли вам играть, когда у вас весеннее настроение? (да). Но мы сегодня в весенней казахской степи, поэтому и играть мы сегодня будем в национальные игры казахского народа (байга, кыз куу). Кто ещё наравне с людьми принимает участие в казахских национальных играх? (лощади, быстроногие тулпары). Для участия в настоящей байге, мы для начала разомнёмся на лошадках игрушечных (попевка «Конь- огонь»).Обращаем внимание на стаккато и легато в попевке ).
Знакомство с понятием стаккато- отрывисто, легато- плавно
А теперь с коней игрушечных перейдём на быстроногих жеребцов. «Атка міндім». Поём, играем, имитируя скачку на лошади (ритмично приседаем, сжав вытянутые ручки в кулачки). (Учитель обращает внимание на скачки в мелодии).
Но даже и это не совсем настоящие скачки.
Давайте вспомним, кто сопровождает нас сегодня по весенней казахской степи: жаворонок, цветы ,весеннее настроение, игры, скачки на резвых конях.
Музыка нам показала народные характеры, чувства. С музыкой мы пели, танцевали, изображали весенние цветы. Музыка подражала пению жаворонка, бегу лошади, смеху весёлых людей. А скоро у нас приближается весенний праздник. Поэтому, в преддверии наступления весеннего праздника Наурыз, давайте закончим наш урок красивой весенней песенкой, которая так и называется «Наурыз».