Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч. 1; электронное приложение к учебнику
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 64 (с. 45)
(Чтение слов группами по цепочке, объяснение их написания)
III. Актуализация знаний
- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Поток воздуха. (Ветер)
Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)
Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)
- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)
- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)
- Составьте с любым из слов предложение.
- Запись на оценку с комментированием предложения: С севера подул холодный ветер.
Синтаксический разбор предложения.
VI. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? ( Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг – друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 70 (с.47)
(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание» на с. 48
- Подберите антоним к словам злой, злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый)
- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.
Упр. 69 (с. 47) – устно
(Работа в парах. Коллективная проверка)
2. Беседа
- Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)
- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
- Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)
- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
3. Работа с ЭОР (Электронное приложение к учебнику) по теме урока.
YI.Физминутка
Игра «Топайте – хлопайте»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы - хлопаете……