Конспект урока.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Ответственный за дежурство сдаёт рапорт и называет дежурных.
Совсем недавно я случайно увидела по телевидению - мультфильм «Ситцевая улица», возможно, что вы тоже его видели.
Но какая была досада, что я видела не весь фильм. Я очень расстроилась, так, как этот мультфильм полезен для вас. В нём
полностью рассказывается о производстве хлопка.
С того момента прошло два дня, и я уже подзабыла о случившемся, и вдруг сегодня ночью мне снится сон, будто бы я са-
ма попадаю на эту ситцевую улицу, на фабрику, где производят красивую ткань. Прохожу я мимо станков, а навстречу мне
женщина в ярком ситцевом длинном платье. Говорит она мне: «Я хозяйка этого дворца и этой улицы.
Я могла бы показать
все свои владения». И мы с ней отправились, но тут вдруг раздался такой грохот...
...И я проснулась, но с какой-то тяжестью в голове. Что произошло, я не поняла.
Днём немного прошло, моё состояние улучшилось, и я успокоилась. Но перед вашим уроком у меня опять началось какое-
то волнение, тяжесть в ногах.
Но давайте не будем заострять особо внимание на этом, а продолжим наш урок. Итак, тема сегодняшнего нашего урока.
Тема... какая же тема? Что же сегодня мы должны изучать? Напомните пожалуйста, что я просила принести вас сегодня?.
..(Стук в дверь)
Подождите одну секунду. Да, да, войдите. ( Передают письмо)
Странное письмо. «Ситцевая улица, г.Москва» (открываю письмо и читаю):
«Галина Степановна, Вы заколдованы, так как Вы не смогли помочь девочкам 5-х классов познакомиться с моей фабрикой.
Я Вас расколдую, если вы выполните все мои задания. Девочкам разрешается помочь. Заданий несколько:
(работа по карточкам).
1.Расставить правильно заправку верхней нитки?
2.Назвать все детали шпульного колпачка.
З.Назвать основные детали машины.
4. В каком году изобрели машину?
5. Кто первый изобрёл машину?
Молодцы, справились мы с этим заданием. Вот другое задание:
Разгадать 1 кроссворд: шпулька, альбом, булавка. По первой букве первого слова, по предпоследней букве второго слова
и по пятой букве третьего слова мы получаем - слово "шов".
2 кроссворд: булавка, резец, игла, шпулька, нитки, утюг, ножницы, карандаш+ у
По пятой букве первого слова, по третьей букве второго слова, по последней букве третьего слова, по третьей букве четвёр-
того. пятого, шестого и седьмого слова, по первой букве последнего слова получаем - взаутюжк +у.
3 кроссворд:булавка, шпулька, напёрсток, тетрадь, игла, ножницы, альбом, катушка +у
По пятой букве, первого слова, по второй букве второго слова, по предпоследней- третьего, четвёртого, по второй букве пято-
го слова, по пятой букве пятого слова, по четвёртой букве шестого слова и по первой букве последнего слова получаем -
вподгибк+ у
(На столе лежат те предметы по порядку, названия которых надо вписать в клеточки)
Девочки, помогите мне, пожалуйста. «Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока». Кроссворда три, поэтому нам нужно рабо-
тать по командам, вы отгадываете по одному кроссворду, и я отгадываю первый. В помощь вам предлагаются инструменты и при-
способления, какими мы пользуемся на наших уроках, они все лежат перед вами по порядку.
Вспомнила, конечно же, машинные швы. Итак, сегодня нам предстоит выполнить машинные швы, запомнить, как они выполня-
ются, и знать их название.
1.Стачной - соединительный.
А) Взаутюжку.
Б) Вразутюжку.
2.Вподгибку - краевой - отделочный.
А) С открытым срезом.
Б) С закрытым срезом.
Давайте повторим технику безопасности. (Игровая ситуация).
(Учащаяся садится за машину. У неё много лишних предметов на платформе. Работая за машиной, учащаяся придержива-
ет маховое колесо. Ноги держит на пусковой педали, сама заправляет машину. Затем подходит к утюгу, включает его,
утюг в это время стоит на подошве на утюжильной доске. Выключает, держась за шнур.)
Учащиеся указывают на ошибки, тем самым, повторяют ПТБ.
Берём образцы тканей. Вы должны были принести 6 образцов размером 7× 15. Складываем две ткани лицом внутрь, намеча-
ем от среза 5-7 мм, прокалываем иглой, опускаем лапку, строчим вперед, делаем закрепку в начале и в конце строчки. Таких
выполняем два шва. Ширину стежка ставим на 3 мм. Затем на одном образце швы раскладываем в разные стороны и утю-
гом закрепляем их в таком положении, (разутюживаем). На другом образце шов отгибаем в одну сторону, а затем закрепля-
ем тоже утюгом (заутюживаем).
Готовим третий образец. Край ткани отгибаем на два сантиметра и заутюживаем, на следующем образце сначала заутюжива-
ем на 5 мм, а затем ещё на два сантиметра.
Замётываем на 1мм от среза на первом образце и от заутюженного края - на втором и строчим на машине на 1 мм от края. Вот
и готовы наши образцы.
Сейчас сначала выполняет одна команда швы. Им помогают девочки. Те девочки, кто выполнили уже швы на дополнитель-
ном занятии, они будут сегодня дублёрами.
Перед работой на машине давайте вспомним сказку, как заправлять машину.
С другой командой мы знакомимся, как подготовить ткань к раскрою.
Через 18 минут вы поменяетесь ролями.
А сейчас физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся. Потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, влево, вправо)
Подготовка ткани к раскрою.
- Измерить длину и ширину.
- Определить долевую нить по кромке.
- Определить лицевую сторону.
- Посмотреть направление рисунка.
- Посмотреть, нет ли дефектов на ткани.(непрокрасы, разрывы)
- Проутюжить ткань, соблюдая режим.
- Сложить ткань лицом пополам лицом внутрь, сгибом к себе.
Теперь поменяемся. Тот, кто не успел доделать, постарается доделать дома, если нет машины, нужно прийти на дополнительные занятия.
Давайте подведём итоги: Итак, команда… вышла вперёд. Она получает следующие оценки…Другая бригада тоже хорошо работала, они
получают.
На следующем уроке мы закончим работу с образцами, мы их наклеим в альбом, составим схему на швы. А сейчас дежурные останутся
в классе убраться.