Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте! Улыбнитесь, подарите улыбки окружающим.
Сегодня у нас необычный урок - будем работать группами, дружно, помогая и поддерживая, друг друга. Здесь присутствуют: командиры, помощники командиров, консультанты, теоретики, картографы, конструкторы.
- Командиры, подойдите ко мне, выберите направление. По компасу найдите конверт с заданиями для своей группы.
2. Проверка домашнего задания.
- Помощники командиров, достаньте жёлтую карточку. На данной карточке задание для проверки домашнего задания – выполните его.
1).Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.
1.Самый маленький материк. *вст*ал*я
2. Самый маленький океан. С*в*рный Л*до*ит*й
3.Самый холодный материк. *нта р*ти*а
4. Океан, который омывает все материки, кроме Австралии. *тл*нтиче*ски*
2)Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.
1. Самый жаркий материк. * ф*ика
2. Самый крупный материк. *в*ази*
3.Океан, который отделяет Австралию от Азии и Африки. Ин*ийс*ий
4.Океан, который омывает все материки, кроме Австралии. А*л*нтиче*ски*
3).Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.
1.Самый маленький океан. С*ве*ный Л*до*ит*й
2.Часть света, которая состоит из 2 материков. Ам*ри*а
3.Океан, который омывает сразу 4 материка. *нди*с*ий
4.Часть материка, на которой находится. Е*роп*
4).Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.
1.Самый маленький материк. *вст*ал*я
2. Самый маленький океан. С*в*рный Л*до*ит*й
3.Самый холодный материк. *нта р*ти*а
4. Океан, который омывает все материки, кроме Австралии. *тл*нтиче*ски*
-Что у вас получилось? (слово река) Молодцы! С домашним заданием вы справились.
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Правильно тема урока «Реки». (слайд 1)
Помощники командиров достаньте из конвертов белую карточку. Прочитайте вместе. (слайд 2)
-Вслух читают консультанты.
1гр. –Что такое река?
- Как называются части реки?
2гр. – Как называется углубление, по которому течет река?
3гр. – В каком направлении течет река: к устью или к истоку?
4гр. – Как определить, где у реки правый берег, а где левый?
- Вы хотите об этом узнать?
-Это цель нашего урока. Дружно поработав, мы найдем ответы на эти вопросы.
4. Работа по теме.
-Как вы думаете, что такое река? (слайд 3) Посовещайтесь.
-Слово теоретикам. (слайд 4)
1) работа по учебнику
-Наша версия совпала с автором учебника, прочитаем на странице 105.
Чтобы все о реках знать,
Надо карту уметь читать.
Быть внимательным,
Уметь наблюдать,
И, конечно, рассуждать.
- Как обозначается река на карте?
- Помощники, достаньте синюю карточку. Что написано? (сразу спросить – На каком материке?)
р. Амазонка – Южная Америка
р. Нил - Африка
р. Волга – Евразия, страна Россия
р. Белая – Евразия, республика Башкортостан
2) работа по карте
-Как вы думаете, где может брать река своё начало?
- Ваша задача – найти начало реки вашей группы по карте.
- Где берет начало ваша река?
р. Амазонка – в горах Андах (слайд 4)
р. Нил – с о. Виктория (слайд 5)
р. Волга – с родника
на Валдайской возвышенности (слайд 6) (слайд7)
р. Белая – с г. Бол. Иремель (слайд 8)
3) изготовление макета
- Теперь мы знаем, где река может взять начало. Вспомните условные обозначения. Перед вами есть эти заготовки. Расположите их на своей поверхности – работает конструктор, группа помогает. (слайд 9)
Место, где река берет начало, называется –ИСТОК(слайд 10)
-Ребята, как потечет река ? ( с высокого места в низкое)
- Узкой ленточкой или широкой?
-(слайд 11) Вода узкой ленточкой начинает свой путь по углублению на поверхности земли, которое называется – русло реки.
Река имеет берега. Если плыть лицом по течению реки, то слева будет левый берег, а справа- правый. (слайд 12)
- Почему река становится шире?
Верно, в нее впадают другие реки и ручьи, отдавая ей свою воду. Их называют притоками. Справа
Какой становится река? Река становится еще шире, многоводнее. И на пути встречает водоем, она в него впадает. Это место называется УСТЬЕ. (слайд 12)
СОБЕРИТЕ ЧАСТИ РЕКИ
-Вы, любите плавать в бассейне? А вы знаете?
- У реки тоже есть бассейн. ( слайд 13) Это земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вся вода в реку или озеро. Покажите красным маркером.
Командиры, покажите и оцените свои макеты. САМООЦЕНКА
4) физминутка
К речке быстро мы спустились.
5) исследование
-Исследуйте, свою реку по плану (слайд 13)
1. Материк
2. Исток( начало реки)
3. Приток правый.
4. Приток левый.
5. Устье (куда впадает река)
- У карты работает картограф. (группа дополняет о реке)
Р. Амазонка – самая полноводная в мире. Правые притоки – Журуа, Пурус, Мадейра, Тапажос, Шингу…
Левые – Иса, Жапура, Риу-Негру…Здесь водятся хищные рыбы –пираньи. Отсюда родом многие аквариумные рыбки – гуппи, меченосцы, скалярии. Устье – Атлантический океан.
Р. Нил – самая длинная река в мире. Источник жизни в безводной пустыне. Правый приток- Голубой Нил, Асва, Собат… Левый – Эль-Газаль. Устье – Средиземное море.
Р.Волга – великая русская река, самая большая в Европе. Символ России. Исток – родник на Валдайской возвышенности. Правый приток – Ока, левый – Кама. Устье- Каспийское море.
Р. Белая – с горы Бол. Иремель, Правые притоки – Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Танып… Левые – Ашкадар, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан, Сюнь…Один из 12 чудес Башкортостана. Белая для Башкирии, как Волга для России.
6) охрана водоемов
-Реки всегда имели огромное значение в жизни людей. Без них невозможна жизнь на Земле.
Поэтому человек должен следить за чистотой всех водоемов.
В воде загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Поэтому на многих заводах и фабриках устанавливают очистные сооружения (слайд 14), например, на нашем Автозаводе – очищенную воду используют повторно, тем самым сохраняют воды близлежащих рек Камы и Буя.
Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.
В нашей стране есть закон об охране природы. Каждый человек должен знать и соблюдать этот закон.
(слайд 15)
5. Итог урока
-Вы можете теперь ответить на вопросы, поставленные вначале урока?
Проверим. Помощники достаньте зеленые карточки для каждого. Отметьте знаком + верные предложения, знаком – неверные.
1.Исток – место, куда впадает река.
2.Чтобы определить берег реки, нужно встать лицом по течению.
3.Река Белая является притоком реки Кама.
4.Река течёт от устья к истоку.
5.Русло – это углубление на поверхности суши, по которому течёт вода.
Взаимопроверка по слайду и оценивание.
- Много интересного о реках вы узнаете на следующих уроках ОМ.
6.Домашнее задание
Выполнить задание на страницах 104-105.
Зашифровать название реки математическими выражениями.