«Перестановка чисел при сложении»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Данный урок имеет структуру проблемного урока с использованием
деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).
На уроке используются приёмы проблемного обучения:
столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог, исследовательские методы под руководством учителя.
При открытии новых знаний в процессе исследования организуется групповая и парная самостоятельные работы с самопроверкой и самооценкой.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению.
2. Предметные: найти и доказать удобный вариант сложения
3. Метапредметные:
- Познавательные УУД:
общеучебные – найти удобный вариант сложения
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
- Личностные УУД: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
На доске записаны математические выражения:
2+6=8
6+2=8
Ребята, давайте повторим вывод, к которому мы только что пришли?
(Складывать числа можно в любом порядке, а результат получается один и тот же)
А сейчас я предлагаю вам провести исследование, чтобы найти удобный вариант сложения. Исследование мы будем проводить в группе и в парах.
Подумайте, кто будет работать в группе, кто будет работать в паре?
Вы должны выбрать главного, который потом представит отчет проделанной работе.
На столах находятся карточки с математическими выражениями и памятка, которая поможет вам в исследовании.
Алгоритм памятки:
- Вычисли.
- Выбери удобный вариант сложения.
- Докажи.
Кто желает работать в 1 группе, будут использовать при вычислении выражений линейку.
Кто желает работать во 2 группе, будут использовать при вычислении выражений фишки.
Кто желает работать в паре, договоритесь, что вы будете использовать: линейку или раздаточный материал при вычислении выражений.
Сделайте свой выбор!
Проводится исследовательская работа в группах и парах. (5 -7 минут)
(Используя условный знак, группы и пары сообщают об окончании работы.)
Ответственный 1 группы представьте результаты своей работы.
( Наша группа вычисляла математические выражения: 1+9 и 9 +1 по линейке. Первое выражение мы вычисляли так: находим число 1 и делаем вправо 9 шагов по линейке. Получаем число 10.
Второе выражение вычисляли так: находим число 9 и делаем вправо 1 шаг. Получаем число 10.
Удобнее к числу 9 прибавить 1 , потому что мы делаем по линейке меньшее количество шагов).
2 группа отчитайтесь о своей проделанной работе.
( Наша группа вычисляла математические выражения 3+6 и 6+3 с помощью фишек. Первое выражение мы вычисляли так: берем 3 желтые фишки, к ним по одной присчитываем еще 6 красных, получаем число 9.
Теперь вычисляем второе выражение: берем 6 красных фишек, к ним присчитываем по одной еще 3 желтые фишки, получаем число 9.
Удобнее к числу 6 прибавить число 3, так мы совершаем меньшее количество действий).
Те, кто работал в парах, вы вычисляли одинаковые выражения, но использовали разные способы вычисления, поэтому мы выслушаем отчет представителя одной пары, а вы потом выразите свое согласие или несогласие.
( Наша пара вычисляла математические выражения 3+5 и 5+3 с помощью счетных палочек.
Первое выражение 3+5 мы вычисляли так: брали 3 синих палочки и добавляли по одной еще 5 зеленых. Получили число 8.
Второе выражение 5+3, вычисляли так: брали 5 зеленых палочек, к ним по одной присчитываем еще 3 синих. Получили тоже 8.
Удобнее к большему числу 5 прибавить меньшее число 3, так мы совершаем меньше действий).
Давайте с вами вспомним, для чего мы проводили с вами исследование?
( Мы проводили исследование, чтобы найти удобный вариант сложения!)
Давайте обобщим полученные вами частные вывод в один. Я начну фразу, а вы хором продолжите.
Складывать числа можно …… (в любом порядке),
но удобнее…… (к большему числу прибавить меньшее).
Мы сделали сегодня очень важное самостоятельное открытие в математике. Полученный
вывод мы будем с вами использовать на уроках в дальнейшем.
Рефлексия.
А сейчас я попрошу вас оценить работу своей группы или пары. Что вы можете сказать о совместной работе? (1-2 мин.)
( Мы смогли договориться в группе, выслушали мнение каждого, сделали вывод. Считаем, что наша группа справилась с полученным заданием.)