Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли, объяснять особенности движения Земли.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта России, мультимедийная презентация, глобус, мяч,
блюдо, контурные карты земного шара, материков, цветные карандаши, пластилин.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой много страниц и каждая рассказывает свое.
II.Самоопределение к деятельности.
(На доске карта мира, на столе учителя – глобус).
- Посмотрите, ребята, какие предметы принесли сегодня для нас Муравьишка и Мудрая Черепаха.
- Послушайте загадку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
-Кто понял, о чём пойдёт речь на уроке? (о нашей планете)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (стр.48)? (На что похожа наша планета?)
III. Работа по теме урока.
- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется? (Земля)
- Муравьишка Вопросик задумался, какую же форму имеет наша планета: форму тарелки или форму шара. И он приглашает нас отправиться в плаванье и ответить на этот вопрос.
Работа в парах.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Некоторые из ребят сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара.
- Кто же прав?
-Проведите исследования движения кораблика на разных предметах. Расскажите, как виден уплывающий кораблик на каждом предмете.
Вы принесли на урок тарелки и мячи. Что ещё нужно для вашего эксперимента?(кораблик)
– Как виден уплывающий кораблик на блюде? (всегда виден одинаково хорошо, одного размера)
– Как виден уплывающий кораблик на шаре? (постепенно уменьшается, сначала исчезает из поля зрения нос корабля, а потом и весь корабль)
– Так на что похожа наша планета? (на шар)
Работа по теме урока.
Работа по учебнику, с.48.
-Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное - №1 или №2. Докажите, используя рисунок №3 или №4.
-Правильно говорите, ребята. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Точно так мы с вами наблюдаем за движением машин по дороге: сначала мы видим всю машину, а потом только очертания и скоро она совсем исчезает, или вдалеке мы видим только маленькую точку и с приближением её мы можем разглядеть этот предмет.
- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.
-А моряк-путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели что Земля – шар.
IV. Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
V. Продолжениеработы по теме урока.
1.Беседа, работа по учебнику.
- В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? ( на Земле много водоёмов)
Работа по учебнику, с.49.
-Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49 (глобус)
(Показать глобус)
- Глобус - модель Земли. Это шар на который нанесены очертания суши и вод. Шар насажен на ось и наклонен.
- А на что еще похожа наша планета?
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?
- Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49.
-Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля.
Работа в парах, затем выслушать рассуждения 3-х учеников.
2.Моделирование.
(учащиеся лепят модель Земли из пластилина, работа в парах )
- А каких цветов пластилин можно взять, что бы показать сушу на наших моделях?
3. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1.(с.33)
- Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.
№2.(с.33)
- Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.)
- Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.
VI. Рефлексия.
- Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них:
- Как называется наша планета?
- Какую она имеет форму?
- Как это можно доказать?
- Как движется Земля?
- Что такое глобус?
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли ли мы их?
- Оцените свои достижения на уроке (с помощью смайликов)(учащиеся объясняют свой выбор).
VII. Итог урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули?