Орг.момент.
Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
Орфографическая минутка.(самостоятельная работа).
-Ребята, запишите слова, места пропусков замените буквами (слова записаны на доске)
Б.рёза,заря.ка, в.сна, с.рока, со.нце, л.пить, гн.здо,праз.ник,комн.та,сер.це,сне., лоша.. тр.ва,бр.вно.
-Какие знакомые нам виды орфограмм встретились?
-В данной группе слов найдите лишнее.Почему оно лишнее? Докажите.
-Какой частью речи являются остальные слова? Докажите.
-Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном. Я раздаю тесты (приложение). А вы должны выбрать правильный ответ.(коллективная проверка)
-Какой вопрос у вас вызвал затруднение?
3.Подготовка к усвоению новых знаний.
-У нас остался один спорный вопрос 7. Послушай те грамматическую сказку, которая поможет нам справиться с заданием.
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала имена сущ.были очень и очень похожи, что сама королева их путала. И вот королева издаёт указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но сначала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова, делили. Да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала:
-Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, брат, дядя, стол и др.)
Те слова, которые оказались жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, дочь, мама, весна и др.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: окно, солнце, небо и др.)»
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.
-_Что нового вы узнали об имени существительном? Это и есть наш ответ на вопрос 7 нашего теста.
-Кто мне скажет, какова же тема нашего урока?
Род-грамматический признак имени сущ-го. В русском языке три рода:мужской, женский и средний.
-Какова цель нашего урока?
4.Открытие нового знания.
-Давайте попробуем слова из «Орфографической минутки» распределить по родам. В этом вам помогут слова помощники(приложение),(вывешиваются на доску).Над словом пишем как и все обозначения сокращенно:
м.р., ж.р., ср.р..(проверка по слайду)
Сделаем вывод: сущ-е бывают м.р.,ж.р., ср.р.
-Какие же имена сущ-е относятся к м.р.?,ж.р.? и ср.р.?
Сравним вывод с учебника с нашим выводом. Работа по учебнику на с.26 читаем правило.
-А чтобы лучше вам запомнить правило, предлагаю вам секрет королевы (вывешивается на доску)
Женский род запомню я
И скажу: «Она-моя»
И запомню род мужской,
Но теперь скажу: «Он-мой»
Средний род: «Оно-моё!»
Это правило-твоё.
5.Усвоение нового материала.
Работа по учебнику упр.40 (один ученик у доски с комментированием)
Физминутка
«Отдохни и подумай».
Я буду называть имена сущ-е. а вы поднимаете руки вверх, если это сущ-е м.р., разводите в стороны-ж.р., ставите на пояс-если сущ-е ср.р.
(Дядя, озеро, отец, мать, туман, дочь, растение, снегирь, дичь, кино, поляна, сестра, окно, метель, пальто, топор, берёза)
Работа в паре (карточки)
«Найди лишнее слово»
Дядя, воля, земля, деревня
Ладонь, огонь, окунь, конь.
Бабушка, волна, папа, сосна.
-Можно ли по окончанию определить род? Как вы думаете?
6.Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам(приложение). Определить род сущ-х.
Проверка.