kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Рефлексия

Цели:- закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов;

- развитие УУД.

УУД:

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках  под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках  под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6.  Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

Оборудование:

Презентация, учебник, дидактический материал, раздаточный материал

Литература:

Учебник русского языка Р.Н. Бунеев, Е,В, Бунеева, О,В, Пронина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями». »

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г.Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель русского языка с методикой

преподавания:

____________/ Т.Н. Зотова/

Согласовано:


Учитель ______/ Демидова С.В./






Конспект

урока по русскому языку

«Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями».





Провела студентка группы ПНК-31 Иванова А. Ю.

Место проведения: 4 «Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 31.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Демидова С.В. /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /







Тамбов

2015

Тип урока: Рефлексия

Цели:


- закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.


УУД:


Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.


Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.


Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении


Оборудование:

Презентация, учебник, дидактический материал, раздаточный материал

Литература:

Учебник русского языка Р.Н. Бунеев, Е,В, Бунеева, О,В, Пронина.












Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к коррекционной деятельности – Здравствуйте.

Меня зовут Анжелла Юрьевна.

Этот урок русского языка проведу у вас я.

Садитесь.

-Эмоциональный настрой к познавательной деятельности


2.Актуализация пробного учебного действия.

Ребята, отгадайте загадку, про какую часть речи идет речь.

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ..

Правильно!

Что такое глагол?







Какие морфологические признаки имеет глагол?



Что относится к постоянным признакам?



















Какие непостоянные признаки ?








Что такое спряжение?





Назовите личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения ед.числа и мн. числа.






















Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.












Какие глаголы – исключения относятся ко 2 спряжению?








1 спряжению?



А теперь давайте выполним задание устно.

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:


В неопределенную форму глагол нужно поставить самим. Прочитаем предложения.

1)Под прямыми лучами солнца та..т снег. 2)Мартовское равноденствие буд…т природу. 3)Ему втор…т ручей. 4)Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. 5)Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

К какой части речи относятся слова, в которых пропущены буквы?

Разберем 1 предложение. Вставим пропущенные буквы в слова.



Что бы посмотреть, какую букву нам нужно поставить к данному слову, поставим глагол в неопределенную форму зададим вопрос(что делать, что сделать?), и определяем спряжение.

Рассмотрим 1 предложение, ребята, зададим вопрос к слову тает, что делать?

Какой суффикс перед -ть?

К какому спряжению относится этот суффикс?

Какую поставим пропущенную букву?

Рассмотрим 2 предложение, поставим глагол в неопределенную форму, зададим вопрос к слову будит, что делать?

Какой суффикс перед -ть?

К какому спряжению относится этот суффикс ?

Какую поставим пропущенную букву?

Рассмотрим 3 предложение, ребята, зададим вопрос к слову вторит, что делать?

Какой суффикс перед -ть?

К какому спряжению относится этот суффикс?

Какую поставим пропущенную букву?



Рассмотрим 4 предложение, зададим вопрос к слову повиснет, что сделать?

Какой суффикс перед -ть?

К какому спряжению относится этот суффикс?

Какую поставим пропущенную букву?



Рассмотрим 5 предложение, ребята, зададим вопрос к слову остановит, что сделать?

Какой суффикс перед -ть?

К какому спряжению относится это суффикс?

Какую поставим пропущенную букву?

Молодцы ребята!










- Глагол.




Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?




- Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

А)  Спряжение. определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки:

а) время 

г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО);

в) число


- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.

- Личные окончания глаголов 1 спряжения.

Ед.ч.

1-е л. –у (-ю)

2-е л. –ешь (ёшь)

3-е л. –ет (-ёт)

Мн.ч.

1-е л. –ем (-ём)

2-е л. –ете (-ёте)

3-е л. –ут (-ют)

2 спряжения.

Ед.ч.

1-е л. –у (-ю)

2-е л. –ишь

3-е л. –ит

Мн.ч.

1-е л. –им

2-е л. –ите

3-е л. –ат (-ят)


Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно: 
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); 
  2) определить, какая гласная стоит перед -ть. 









-Глаголы смотреть, слышать,

видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать-2 спряжение.


- Глаголы брить и стелить- 1 спряжение.




















- К глаголам










- Таять


- Суффикс –я

- К 1 спряжению


- я



- Будить


- Ко 2 спряжению


- и

- Вторить


- Ко 2 спряжению


- и



- Повиснуть


-К 1 спряжению

- е




-Остановить



Ко 2 спряжению



3.Локализация индивидуальных затруднений.

- Проведем наблюдения над особой группой глаголов.

1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

2) Брить, стелить.

Прочитаем данные глаголы и выделим глагольный суффикс перед – ИТЬ

Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?

Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол.

Из 1-й и 2-й группы.

Например:

Смотреть

Стелить

Ед.ч.?

Мн.ч.?

Ед.ч.?

Мн.ч?

1-е л. Смотрю

Смотрим

Стелю

Стелем

2-е л. Смотришь

Смотрите

Стелить

Стелете

3-е л. Смотрит

Смотрят

Стелет

Стелют

- Какого спряжения глагол смотреть?

А почему?

- А глагол стелить?

Прочитайте правильно в учебнике на с. 76

Запомни!

Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать - 2 спряжения.

Глаголы брить и стелить - 1 спряжения

Эти глаголы называют глаголами - исключениями

- Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 1-го спряжения, выучите " стихотворение":

Смотреть, все слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

- Глагол слышать относится к группе глаголов - исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 - го спряжения.

Вы знаете уже знаете это стихотворение, кто нам расскажет наизусть?

Ребята, как вы думаете с кукую тему мы сегодня с вами повторим?

Правильно! Сегодня мы с вами повторим правописание безударных личных окончаний глаголов.









































- 2 спряжения

- это глагол – исключение

- 1 спряжение, тоже глагол-исключение



















-Правописание безударных личных окончаний глаголов.

4. Целепологание и построение проекта коррекции выявлены затруднений.

Откроем тетради, запишем число классная работа. Работа с учебником. Откроем учебник на странице 77, упр.262

Прочитаем упражнение.

Что нам нужно сделать?









Прочитаем

Найдем глаголы в этом тексте.

К морю лишь подход_т он,

Вот и слыш_т будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотр_т –вид_т дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун нос_тс_я над ней;

Та бедняжка так и плещ_ воду вкруг мутит и хлещ_т…

(А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..»







- Выписать из текста глаголы, поставить в них ударения, определить спряжения и дописать окончания. Какой способ определения спряжения ты выберешь? Пользуйся инструкцией на стр.68.


5.Реализация построенного проекта.

Найдем глаголы в этом упражнении и поставим ударение, определим спряжение и допишем окончание. Пользуясь правилом на стр.68.



Рассмотрим, поставим глагол по правилу в неопределенную форму, зададим вопрос (что делать? Что сделать?)

Поставим ударение, определим число.

Определим по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед -ть

Следовательно, к какому спряжению это слово относится?

Правильно!

И .д.


























В тетрадях у обучающихся.

/ 2 спр. / 2спр. / 2спр. /2спр. /2спр.

Подходит , слышит, смотрит, видит, носится,

/1спр. /1 спр.

плещет, хлещет.







- Глаголы:

Подходит, ударение падает на 2 слог на букву о. Что делает? Подходит- ед.ч. 2 спряжение окончание –ит


Слышит, ударение падает на 1 слог на букву ы. Поставим вопрос (что делает?) слышит- ед.ч. 2 спряжение, окончание –ит.


Смотрит , ударение падает на 1 слог, на букву о. Поставим вопрос (что делает?) смотрит- ед.ч. 2 спряжение, окончание –ит.


Видит, ударение падает на 1 слог, на букву и. Поставим вопрос что делает? Видит- ед.ч.2 спряжение, окончание -ит


Носится , ударение падает на 1 слог, на букву о. поставим вопрос что делает? Носится –ед.ч. 2 спряжение, пишется без мягкого знака.


Плещет, ударение падает на 1 слог, на букву е. Поставим вопрос, что делает? Плещет -ед.ч. 1 спряжение.

Хлещет, ударение падает на первый слог, на букву е. Поставим вопрос, что делает? Хлещет-ед.ч.1спряжение.







6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).



Я          живу                        говорю
Ты       живёшь                    говоришь
Он       живёт                       говорит
Мы      живём                      говорим
Вы       живёте                     говорите
Они     живут                      говорят

Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов?













Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. Какие группы?

Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить?

Ребята, какой можно сделать вывод?


Физкультминутка.

















- Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят


- 1-го спряжения, и 2-го спряжения



Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения.


Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь самостоятельно выполните упражнение 263 на стр.78



Проверка по эталону.

Игорь пишет. Олег и Глеб перепишет статью. Ребята читают. Текст прочитает Инна. Мы смотрим фильм. Друзья не посмотрят фильм. Ты слышишь шорохи? Ты часто слушаешь радио? Что вы решаете? Ты решаешь эту задачу завтра.


Решишь – (что делать? Несовершенный вид)решить(окончание –ть, суффикс –и)

Решаешь- (что сделать? Совершенный вид)решить (окончание –ть, суффикс -и


8.Включение в систему знаний и повторений.

Выполним упражнение 264 на стр.78

Прочитаем задание.

Ребята, давайте посмотрим слова, в которых пропущены орфограммы.

Ставим ударение: встречаешь. Окончание безударное.

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)встречать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Пишу е- встречаешь. Проверяем. Обозначаем орфограмму: встречаешь.

А теперь, вы мне проговорите, как обозначить орфограмму?



























































































В тетрадях у обучающихся.

Ты встречаешь, он ненавидит, мы роняем, вы держите, они латают, он качает, она дремлет, ты откроешь, ты открываешь, они дышат, они вдыхают.






- Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.



Встреча_шь








Ненавид_т.

Ставим ударение: ненавидит. Окончание безударное.

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)ненавидеть . глагол ненавидеть относится ко 2 спряжению, так как это глагол-исключение. Пишу ненавидит. Проверяем. Обозначаем орфограмму: ненавидит.

Роняем

Ставим ударение: роняем. Окончание безударное.

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)ронять. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу роняем. Обозначаем орфограмму: роняем.

Держите

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)держать. Перед –ть – не и, но это слово исключение которое относится ко 2 спряжению. Проверяем. держите. Обозначаем орфограмму. Держите

Летают

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?) летать . Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу летают. Обозначаем орфограмму летают.

Качает

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)качать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу качает. Обозначаем орфограмму качает.

Дремлет

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)дремать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу дремлет. Обозначаем орфограмму дремлет.

Откроешь

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)открывать . Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу откроешь . Обозначаем орфограмму откроешь.

Открываешь

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)открывать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу открываешь. Обозначаем орфограмму открываешь.

Дышат

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)дышать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу дышат. Обозначаем орфограмму дышат.

Вдыхают

Ставим глагол в неопределенную форму- (что делать?)вдыхать. Перед –ть – не и, значит 1 спряжение. Проверяем. Пишу вдыхают. Обозначаем орфограмму вдыхают.


9. Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу.

Что такое глагол?




Какие морфологические признаки имеет глагол?

Что относится к постоянным признакам?

Что относится к непостоянным признакам?


С какой темой урока мы работали?





Что такое спряжение?




Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?








Домашнее задание:

Упр. 154, «Дидактический материал».

Спасибо за урок!



Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


- Постоянные и непостоянные

- спряжение

- лицо, время, число


-С безударными глаголами личных окончаний

- изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.


- если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

в окончании буква е ( ё ), а в 3-м л. мн. ч. – ут (-ют) – І спряжение;

в окончании буква и, а в 3-м л. мн. ч.–ат (-ят) – ІІ спряжение.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Анжелла Юрьевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект+ презентация урока русского языка "Глаголы- исключения" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423681726"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "119922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413554923"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по теме "Глаголы-исключения. Закрепление". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glagholy-iskliuchieniia-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "141477"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418130694"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_4"
    ["file_id"] => string(6) "450621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516201590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства