Конспект урока по русскому языку "Подбор и написание однокоренных слов"
Конспект урока по русскому языку "Подбор и написание однокоренных слов"
Цели - формировать представление о подборе родственных слов; вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Подбор и написание однокоренных слов"»
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
по теме:
«Подбор и написание однокоренных слов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Плиева З. Г.
2014-2015 уч.г.
«ПОДБОР И НАПИСАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ»
Цели:
формировать представление о подборе родственных слов;
вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
развивать внимание, память, умение работать в парах, осуществлять самопроверку и самоконтроль;
воспитывать наблюдательность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой (УМК «Школа России»), карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
- С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ждете от урока?
- Сегодня на уроке у нас новая тема. Вы сами сможете сделать открытия и выводы, приобрести новые знания. Слайд 1.
Знакомство с темой. Постановка цели урока.
- Прочитайте тему урока.
- Что знаете по теме?
- Что сегодня узнаем?
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Цель: учиться подбирать и писать однокоренные слова, выделять корни).
Индивидуальная работа по карточкам.
Учащимся предлагаются разноуровневые задания.
Карточка (1 уровень)
Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.
1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)
2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)
3) Моряк, море, морж. (Морж.)
4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)
Карточка (1 уровень)
Допиши к данным словам однокоренные слова по образцу, выдели корень в однокоренных словах.
мыло – мыльница гусь – гусёнок
суп - …………… лиса - ………..
хлеб - ………….. тигр - …………
сахар - …………. аист - …………
Карточка (базовый уровень)
В каждой строке найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Лишнее слово зачеркни.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Горный, гора, гористый, горевать.
Карточка (повышенный уровень)
Запиши слова в два столбика. Будь внимательнее: в списке слов есть лишние слова.
- Что общего в написании слов? (Буква «О» в первом безударном слоге)
2. Самопроверка с доски.
- Давайте проверим.
3. Знакомство с новым словарным словом.
- Предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. Слайд 5.
Оса, осина, осиновое.
- Какое слово лишнее? Почему? (Слово «осина» не является однокоренным).
Запись слова осина. Деление слова на слоги. Постановка ударения. Выделение безударного гласного.
4. Работас текстом.
- Что такое «осина»?
- Давайте немного узнаем об этом дереве. (Чтение текста вслух). Слайд 6.
ОСИНА
Осина – светолюбивое дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью под ними растут грибы подосиновики.
Листья осинки имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе появилась поговорка «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
- Что узнали о дереве?
- Что значит «дрожит как осиновый лист»? Слайд 7.
- Это устойчивое выражение называют фразеологическим оборотом.
- Составьте устно предложение, используя фразеологический оборот.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
- Что такое корень?
2. Выборочное письмо. Слайд 8.
- Выпишите из текста родственные слова к слову осина? Выделите корень.
3.Взаимопроверка с оказанием помощи друг другу.
- Проверьте работу друг друга, помогите товарищу.
4.Проверка со слайда. Слайд 9.
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
Физминутка. Слайд 10-12.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Проблемная ситуация. Слайд 13.
- Итак, сегодня будем учиться подбирать однокоренные слова. В процессе работы попробуйте ответить на вопросы, а потом сделаем вывод.
На слайде и на партах таблица. Ее нужно заполнить. Работать будете в парах.
Прочитайте названия столбиков. Вам нужно, используя корни, подобрать однокоренные слова: существительные, прилагательные, глаголы.
- Что для этого нужно вспомнить? (Части речи)
2. Поиск решения.
Работа в парах.
Заполните таблицу.
Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.
Выделите корни.
Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов?
Сделайте выводы.
корни
существительное
прилагательное
глагол
свет
рыб
час
зим
лес
3. Фронтальная проверка по строчкам.
4. Проверка со слайда. Слайд 14.
5. Вывод.
- Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, пользуясь различными частями речи?
- К каким корням мы не смогли подобрать слова-глаголы? Почему?
Для вывода продолжите предложения:
для подбора однокоренных слов можно использовать …..(однокоренные слова разных частей речи)
корень в однокоренных словах пишется …… (одинаково)