kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.

Программа: Перспектива

Учебник, автор: Русский язык ч.1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, стр.81-82

Класс: 4 «Б»

Тема: «Слово и его значение»

Тип урока:  Открытие новых знаний

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока:

  1. Образовательная – формировать знания обучающихся о разных значениях слов, привлечение внимания обучающихся к многозначным словам.
  2. Развивающая – развивать у обучающихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала
  3. Воспитательная – содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию  чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"»

Конспект урока по русскому языку.

Программа: Перспектива

Учебник, автор: Русский язык ч.1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, стр.81-82

Класс: 4 «Б»

Тема: «Слово и его значение»

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока:

  1. Образовательная – формировать знания обучающихся о разных значениях слов, привлечение внимания обучающихся к многозначным словам.

  2. Развивающая – развивать у обучающихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала

  3. Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты:

А) Предметные – научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем

Б) Метапредметные:

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

В) Личностные –мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

Оборудование:

1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 4 класс

2. Мультимедийная презентация, конспект













Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя и ученика

УУД

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Минутка чистописания



- Откройте тетради, запишите число. В следующей строчке запишите: «Классная работа». Сегодня 12 ноября

(слайд 2)

"Доскажите слово"

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас Означено .........

Что такое слово?

Для чего нужны слова человеку?

Откройте учебник на стр. 81 №129. Прочитайте высказывания ученого-языковеда и известного писателя. Для чего же нам нужно слово, по мнению Шмелева? Паустовского?

Спишите слова К.Паустовского в тетрадь. Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


3. Словарная работа






(слайд 3)

Сейчас мы проведем словарную работу. Догадайтесь по лексическому значению, о каком слове идет речь.

1. Начальник воинской части, подразделения; человек, который любит распоряжаться (командир)

2. Краткий устный приказ установленной формы; группа лиц, выполняющая определенную работу (команда)

3. Быть командиром, приказывать, распоряжаться (командовать)

- Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У каждого слова есть лексическое значение. Когда говорим, мы представляем себе предметы, признаки, действия.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)



4. Актуализация знаний







Командир командует.

Давайте попробуем это предложение сделать распространенным, добавляя последовательно по одному слову.

Где? Какой? Командир как? Командует? Кем?

Побеждает ученик, составивший самое длинное предложение.(Например, В бою хороший командир умело командует ротой солдат)

- Молодцы, ребята! У вас получилось очень красивое предложение. У кого-нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке? В словарном составе русского языка много тысяч слов , и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

На слайде пословицы :

Слово не стрела, а сердце сквозит. (Русск.)

Слово не имеет крыльев, но облетает мир. (Тат.)

Доброе слово железные ворота открывает. (Грузин., Турецк.)

Без плохих слов не услышишь и хороших. (Казах.)

Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь. (Япон.)

Прочитайте пословицы

Народы каких национальностей придумали мудрость?

Какую общую мысль выразили в этих пословицах разные народы?

Сформулируйте тему урока. Определите . что вы хотите узнать на уроке и чему научиться.

(На уроке будем говорить о значении слов, о том, какие бывают слова, как точно использовать слова в нашей речи, и где хранятся слова)

Ребята, а в каких книгах хранятся слова? ( в словарях)

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.

(Анатоль Франс, французский писатель конца 19 - начала 20 века)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)


5. Физкультминутка


Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками

6.Наблюдение над языковым материалом.





















Работа с правилом







Закрепление в упражнениях


























Наблюдение

-Как вы думаете, сколько слов русского языка вы знаете?

-Как вы сами оцениваете, много ли слов вы знаете и используете в своей речи?

-А все ли значения слов вы уже можете объяснить?

-Давайте проверим, достаточно ли ваших знаний, чтобы понимать разные тексты.

- Прочитайте отрывок из сказки «Медведь, волк и лиса».

-Знаете ли вы, каковы значения выделенных слов?

- Как поступить, если значения слов вам неизвестны?

-Докажите необходимость иметь большой словарный запас.

- В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово?

- Спишите первое предложение. Почему слово медведь в нем написано с прописной буквы?

Кто может объяснить значение слов короб и базар?

Являются ли родственными слова короб-коробочка-коробка?

А кто может объяснить значение слов грош и растоварец?

Слова товар-товарный-растоварец являются родственными?

- Прочитайте выдержку из толкового словаря о значении слова грош на стр.82

- Сколько значений имеет это слово?

- Как называются такие слова в языке? (многозначные)


Прочитайте информацию, которую нам принес профессор Самоваров.

- Какие толковые словари русского языка используются наиболее часто? назовите авторов? Значение скольких слов объясняется в каждом из этих словарей?

- Почему словари называются толковыми?

Работа в командах

Определите, в каком значении употреблены выделенные слова. За помощью обратитесь к толковому словарю.

1 команда.

Доктор посмотрел мой язык.

Мы изучаем английский язык.

Колокол без языка нем.

Языки пламени лизали дрова.

2 команда.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

3 команда.

1) После долгой работы за компьютером у меня болит кисть правой руки.

2) На своём эскизе художник изобразил кисть рябины.

3) Я пришила к занавеске последнюю яркую кисть из цветных нитей и показала маме свою работу.

4) Узнаю кисть этого известного в нашей стране художника.

4 команда.

1) У меня есть ключ к загадке.

2) Я потеряла ключ от квартиры.

3) Недалеко от избушки лесника бьёт из-под земли холодный чистый ключ.

4) Папа достал из ящика ключ и стал закручивать гайки.


- А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"?

Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова ( на слайде)

Словарь - 1) сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; 2) совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина.

- Сколько значений имеет слово "словарь"?

- Как вы думаете, одинаковым ли количеством слов пользуются разные люди?

- Прочитайте ответ на этот вопрос в высказывании Совенка.


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)















7. Закрепление изученного материала

- Давайте проведем эксперимент, проверим, как подвешен ваш язык.

Прочитайте упр. 131.

(Учащиеся составляют диалог на заданную тему с использованием ограниченного количества слов. )

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

8. Подведение итогов

Продолжите высказывания.

-Для названия предметов, явлений человек использует..(слово)

- Слово-это одно из.. (средств общения)

- Каждое слово имеет..(значение)

- Слово, которое имеет несколько значений, называют..(многозначными)

- Значение слов можно узнать в .. (толковом словаре)

- Количество слов, которые используют разные люди, называют..(словарным запасом)


Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

9. Рефлексия

- Закончите предложения:

-Сегодня на уроке я узнал(а) ...

- Я буду…

-Я научился(ась) …

-Я затруднялся …

-Самым интересным для меня было …

-Мое настроение……

На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. До свидания!

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение"

Автор: Коноплева Анна Александровна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства