kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение местоимений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель урока: систематизировать и обобщить полученные знания детей о личных местоимениях.

Задачи урока:

образовательная: закрепить понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в  предложении, в речи; 

развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, доска, тесты, рабочие тетради детей.

Тип урока: урок повторения.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная.

                                                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение местоимений" »

Класс: 3 «Б»

Предмет. Русский язык.

Тема: « Склонение местоимений» (закрепление).

Цель урока: систематизировать и обобщить полученные знания детей о личных местоимениях.

Задачи урока:

образовательная: закрепить понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в предложении, в речи; отрабатывать умение различать местоимения по лицам, числам; умение склонять местоимения по падежам, умение определять синтаксическую функцию личных местоимений; обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.

развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, доска, тесты, рабочие тетради детей.

Тип урока: урок повторения.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Психологический настрой на урок.

  • - Дети, в классе  вам тепло? (Да!)

  • - Дети, в классе вам  светло? (Да!)

  • - Прозвенел уже звонок? (Да!)

  • - Начинаем наш урок? (Да!)

  • - А хотите  вы учиться? (Да!)

  • -Значит, можно всем садиться!

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

2. Актуализация знаний.

- Сообщение темы.

- Ребята,  сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о личных местоимениях, повторим правописание личных местоимений с предлогами, вспомним, на какие 3 группы делятся личные местоимения, какую роль играют личные местоимения в нашей речи. И для этого мы с вами отправляемся в путешествие  страну Местоимению.

-На экране вы видите маршрут нашего путешествия. Слайд 2

Первым этапом, который мы должны будем преодолеть это Озеро чистописание, следующее это Лес премудрости, где нас встретят лесные жители. Далее побываем на Поляне загадок. Следующий этап, который мы с вами должны будем,   преодолеть самый трудный она называется Горой грамотности. И последний этап, где мы с вами отдохнём это Пещера развлечений.

- Минутка чистописания.

-Итак, первый этап, который мы должны преодолеть это «Озеро Чистописание». С -3

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Отгадайте загадку.

Красив он и строен, длинноус и мохнат.

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте. Кто он? (Кот)

Объясните лексическое значение слова

Как вы представляете себе котов? (умные, хитрые, мудрые, ловят мышей, нуждаются в заботе)

Выскажите свое мнение о том, помогает ли дружба с животными быть общительнее с людьми?

-Какой звук вы услышали в начале загадки? (К)

-Какой звук обозначает эта буква? (Согласный, глухой, твердый, парный)

-Спишите, продолжив закономерность: ккк К ккк К ккк Слайд 4

-Чтобы переплыть озеро, мы должны красиво и правильно написать слова, которые вы видите на доске:   по про у к для Слайд 4

-Прочитайте. Как они называются? (предлоги)

-Давайте запишем.

-А теперь прочитаем  пословицы  на слайде. Объясните смысл. Слайд 5

 Друг он мой, а ум (у) него свой.

Живи для  людей, поживут и люди (для) тебя.

-Ребята, вам нужно будет списать эти пословицы раскрывая скобки и вспомнить правописание личных местоимений с предлогами. (один уч. будет работать у доски)

Проверка: чтение, объяснение написания: (у него я написала раздельно, для тебя я написала раздельно). Слайд 5

Ну, вот мы и переплыли озеро.

3. Закрепление.

-Дальше мы попадаем   в «Лес премудрости». Слайд 6

Лесные жители предлагают вам прочитать эти два предложения: Слайд 7

(Журчит под деревом ручей. Ручей торопится к реке. ) и ответить.

Какие премудрости вы заметили?

-Как этого избежать?

- Спишите в исправленном виде. Слайд 8

- Что такое местоимение?

А с какими личными местоимениями мы знакомы? Давайте перечислим.

 ( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

- Почему их называют личными?

 -Какую роль играют  личные местоимения?

-Какими членами предложения могут быть личные местоимения?

-И сейчас ребята выполним  разбор этих предложений по членам предложения и частям речи. Будем работать в тетрадях.

Журчит под деревом ручей. Он торопится к реке.

Молодцы, этот этап мы преодолели, и следующий пункт нашего путешествия «Поляна загадок». Слайд 9

-Местоимения относятся к одним из наиболее часто употребляемых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов. Часто местоимения встречаются в шарадах. Давайте попробуем  их отгадать. Но сначала скажем, что такое шарада.

(Шарада это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.)

1 ученик.

Когда мы очень близки с человеком,
Ему слог первый говорим.
Второй - в прудах лягушки, скажут летом,
А целое мы с кашею едим.  (тык-ва)

2 ученик.

Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который в море,
Выбрасывают, когда он нужен.
И поднимают, когда он нужен.
(я-корь)

3 ученик.

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:

«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

(Они  вы – мы – ты). Слайд 10

-Ну, вот и поляна закончилась, у нас на пути «Гора Грамотности», но перед трудным восхождением, сделаем привал.

  Физкультминутка. Слайд 11

«Кустик»

Молодцы, теперь мы можем отправиться покорять «Гору Грамотности». Для преодоления этой горы нам потребуются внимание и знания. С- 12

Сегодня мы закрепляем знания о местоимении. Ребята подготовили выступление.

1 Ученик

Вместо имени я

Всегда вам укажу друзья

На количество, предметы,

На их разные приметы

Этот, он, другой и кто

Самый, всякий, все и что

Тот, который, весь и вы,

Себя, никто, ни с кем, они

Кто-то, чей, какой и мы

Местоимения знаешь ты.

2. Ученик

Местоименияэто слова, которые постоянно занимают чужие места. Их потому так и назвалиместо имениместоимения.

А вместо какого имени? Вместо имени существительного, имени прилагательного.

Слайд -13

Местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они называются личными, потому что местоимения:

Таблица:

1лицо? – я – мы - указывают на говорящее лицо

2лицо? – ты – вы -  указывают на лицо, к которому обращена речь

3лицо?- он – она – оно – они - указывают на лицо или предмет, о котором говорят.

Местоимение «ВЫ» может указывать на одно лицо при вежливом обращении.

3. Ученик Слайд - 14

В 3 лице местоимения изменяются по родам? (онм.р.; онаж.р.; онос.р.)

Во множественном числе нельзя определить род личного местоимения?

Поскольку личные местоимения похожи на существительные, они изменяются по падежам, то есть склоняются. При склонении изменяется вся основа местоимения.

4.Ученик Слайд 15

Личные местоимения с предлогами пишутся раздельно: к тебе, у нас, на меня, обо мне, о нас.

После предлогов у местоимений 3-го лица пишется и произносится Н: от него, к ней, к ним.

У местоимений не бывает приставок.

Задание 1 устно

Прочитайте на экране отрывки из стихотворений.   Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. Определите падеж местоимений. Слайд 16-17

 И скачут лягушки

За (я) по пятам. (Местоимение я нужно поставить в Т. п.  мной)

  Ласточка с весною

В сени к (мы) летит. (нам Д. п.)

  Если б ливень проливной

Не прошёл бы над (ты) (тобой Т. п.)

Задание 2 письменно Слайд 18

Поставить местоимения в нужном падеже. Указать падеж.

Горжусь (она)____, посмотрел на (она) ____,подошёл к (она) _____, позвонил (она) ___, помогал (она) ____,люблю (она) ____, поздоровался с (она) __, хвалил (она) ___.)

И так на слайде вы видите правильный ключ. Слайд 19

Задание 2 письменно (резерв)

Прочитайте, выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число. Слайд 20

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

Молодцы! Ну, вот мы и преодолели «Гору Грамотности», а теперь можно отдохнуть в прохладной «Пещере развлечений». Она так называется, потому что в ней живут гномы, которые любят задавать хитрые и весёлые вопросы и задания. Слайд-21

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните почему. Слайд 22-23

•       Я, они, на, ты

•       Я, Яна, ты, вы

•       Он, она, они, оно

•       Мы, я, вы, они

•      Ты, она, оно, они

- Какие небесные тела имеют названия: мужского,  женского, среднего рода.

  А поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение.

 Мое стихотворение  –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

Вопросы.

Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? (я)

Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? (вы)

Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)

Какое местоимение может быть приставкой? (вы)

VII. Итог урока. И так, мы многое повторили о стране «Местоимение». Поиграем в игру.

         «Или нет, или да, а не знаешьбеда».

  1. Местоимение – часть речи? (Да)

  2. Личные местоимения ед.ч. склоняются?  (Да)

  3.  Личные местоимения мн. ч. склоняются?   (Да)

  4. Предлоги с местоимениями пишутся слитно?  (Нет)

  5. Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.  (Нет)

  6. В русском языке шесть  падежей (Да)

Выберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

Номер выбранного смайлика отметьте на своих листочках. Слайд -24

 Дорогие ребята! Я поздравляю Вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Самыми активными туристами на нашем уроке были: …..,……, (Выставление оценок) 

Домашнее задание. Слайд 25

Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Спасибо за внимание. Урок окончен, можете быть свободны.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение местоимений"

Автор: Страхова Юлия Сергеевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428222033"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства