Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение местоимений" »
Класс: 3 «Б»
Предмет. Русский язык.
Тема: « Склонение местоимений» (закрепление).
Цельурока: систематизировать и обобщить полученные знания детей о личных местоимениях.
Задачиурока:
образовательная: закрепить понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в предложении, в речи; отрабатывать умение различать местоимения по лицам, числам; умение склонять местоимения по падежам, умение определять синтаксическую функцию личных местоимений; обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;
Материалыиоборудование: компьютер, презентация, доска, тесты, рабочие тетради детей.
Типурока: урок повторения.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Приемыиформыработы: фронтальная.
Ход урока
1. Организационныймомент.
- Психологический настрой на урок.
- Дети, в классе вам тепло? (Да!)
- Дети, в классе вам светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Начинаем наш урок? (Да!)
- А хотите вы учиться? (Да!)
-Значит, можно всем садиться!
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
2. Актуализациязнаний.
- Сообщениетемы.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о личных местоимениях, повторим правописание личных местоимений с предлогами, вспомним, на какие 3 группы делятся личные местоимения, какую роль играют личные местоимения в нашей речи. И для этого мы с вами отправляемся в путешествие страну Местоимению.
Первым этапом, который мы должны будем преодолеть это Озерочистописание, следующее это Леспремудрости, где нас встретят лесные жители. Далее побываем на Полянезагадок. Следующий этап, который мы с вами должны будем, преодолеть самый трудный она называется Горойграмотности. И последний этап, где мы с вами отдохнём это Пещераразвлечений.
-Минуткачистописания.
-Итак, первыйэтап, которыймыдолжныпреодолетьэто«ОзероЧистописание». С -3
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Отгадайте загадку.
Красивонистроен, длинноусимохнат.
Онлюбитмышей, ненавидитсобак.
Таквыотгадайте. Ктоон? (Кот)
Объясните лексическое значение слова
Как вы представляете себе котов? (умные, хитрые, мудрые, ловятмышей, нуждаютсявзаботе)
Выскажите свое мнение о том, помогает ли дружба с животными быть общительнее с людьми?
-Какой звук вы услышали в начале загадки? (К)
-Какой звук обозначает эта буква? (Согласный, глухой, твердый, парный)
-Чтобы переплыть озеро, мы должны красиво и правильно написать слова, которые вы видите на доске: попроукдляСлайд 4
-Прочитайте. Как они называются? (предлоги)
-Давайте запишем.
-А теперь прочитаем пословицы на слайде. Объясните смысл. Слайд 5
Другонмой, аум (у) негосвой.
Живидлялюдей, поживутилюди (для) тебя.
-Ребята, вам нужно будет списать эти пословицы раскрывая скобки и вспомнить правописание личных местоимений с предлогами. (одинуч. будетработатьудоски)
Проверка: чтение, объяснение написания: (у него я написала раздельно, для тебя я написала раздельно). Слайд 5
Ну, вот мы и переплыли озеро.
3. Закрепление.
-Дальшемыпопадаемв«Леспремудрости».Слайд 6
Лесные жители предлагают вам прочитать эти два предложения: Слайд 7
-Местоимения относятся к одним из наиболее часто употребляемых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов. Часто местоимения встречаются в шарадах. Давайте попробуем их отгадать. Но сначала скажем, что такое шарада.
(Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.)
1 ученик.
Когда мы очень близки с человеком, Ему слог первый говорим. Второй - в прудах лягушки, скажут летом, А целое мы с кашею едим. (тык-ва)
2 ученик.
Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который в море, Выбрасывают, когда он нужен. И поднимают, когда он нужен. (я-корь)
3 ученик.
Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
Местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они называются личными, потому что местоимения:
Таблица:
1лицо? – я – мы - указывают на говорящее лицо
2лицо? – ты – вы - указывают на лицо, к которому обращена речь
3лицо?- он – она – оно – они - указывают на лицо или предмет, о котором говорят.
Местоимение «ВЫ» может указывать на одно лицо при вежливом обращении.
3. УченикСлайд - 14
В 3 лице местоимения изменяются по родам? (он – м.р.; она – ж.р.; оно – с.р.)
Во множественном числе нельзя определить род личного местоимения?
Поскольку личные местоимения похожи на существительные, они изменяются по падежам, то есть склоняются. При склонении изменяется вся основа местоимения.
4.УченикСлайд 15
Личные местоимения с предлогами пишутся раздельно: к тебе, у нас, на меня, обо мне, о нас.
После предлогов у местоимений 3-го лица пишется и произносится Н: от него, к ней, к ним.
У местоимений не бывает приставок.
Задание№1 устно
Прочитайте на экране отрывки из стихотворений. Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. Определите падеж местоимений. Слайд 16-17
Искачутлягушки
За (я) попятам. (Местоимение я нужно поставить в Т. п. мной)
Ласточкасвесною
Всеник (мы) летит. (нам Д. п.)
Еслибливеньпроливной
Непрошёлбынад (ты) (тобой Т. п.)
Задание№2 письменноСлайд 18
Поставить местоимения в нужном падеже. Указать падеж.
Горжусь (она)____, посмотрел на (она) ____,подошёл к (она) _____, позвонил (она) ___, помогал (она) ____,люблю (она) ____, поздоровался с (она) __, хвалил (она) ___.)
И так на слайде вы видите правильный ключ. Слайд 19
Задание№2 письменно (резерв)
Прочитайте, выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.Слайд 20
Зимой янаучился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните почему. Слайд 22-23
• Я, они, на, ты
• Я, Яна,ты, вы
• Он, она, они, оно
• Мы, я, вы, они
• Ты, она, оно, они
- Какие небесные тела имеют названия: мужского, женского, среднего рода.
А поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение.
Мое стихотворение – Про местоимения... Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей... А стемнеет - ОН придет. Тоненький, смущенный, Он на цыпочках войдет долькою лимонной. Срок прошел - плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна...
- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнцеилуна)
Вопросы.
Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? (я)
Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? (вы)
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)
Какое местоимение может быть приставкой? (вы)
VII. Итогурока. И так, мы многое повторили о стране «Местоимение». Поиграем в игру.
«Илинет, илида, анезнаешь – беда».
Местоимение – часть речи? (Да)
Личные местоимения ед.ч. склоняются? (Да)
Личные местоимения мн. ч. склоняются? (Да)
Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет)
Мы, вы, они – это местоимения ед.ч. (Нет)
В русском языке шесть падежей (Да)
Выберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.
Номер выбранного смайлика отметьте на своих листочках. Слайд -24
Дорогие ребята! Я поздравляю Вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Самыми активными туристами на нашем уроке были: …..,……, (Выставление оценок)
Домашнее задание. Слайд 25
Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Спасибо за внимание. Урок окончен, можете быть свободны.