kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор учебника: Т.Г.Рамзаева

         Тема: «Корень слова»

         Тип урока: изучение нового материала

Цель: обучение умению различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

Задачи:

Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятия, что такое «корень» и «однокоренные слова».

Развивающие: способствовать у детей развитию орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

-Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

-Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

-Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Корень слова"»

Конспект урока по русскому языку для 3 класса

Автор учебника: Т.Г.Рамзаева

Тема: «Корень слова»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: обучение умению различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

Задачи:

Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятия, что такое «корень» и «однокоренные слова».

Развивающие: способствовать у детей развитию орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

-Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

-Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

-Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация «корень слова», учебник, рабочая тетрадь.

Наглядные пособия: толковый словарь, словообразовательный словарь.

Ключевые слова: «корень», «однокоренные слова».


Ход урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся. Добрый день, друзья мои! Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. - Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей. - Сегодня на уроке Фея русского языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) -Кто согласен с этим?

Приветствуют учителя, гостей. - Добрый день! – ответим мы. - Рады видеть мы гостей- Дорогих учителей! Всем-всем – добрый день! Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой

Чистописание. Орфографическая разминка.

Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении.

Выполняют письмо по образцу. Находят и объясняют орфограммы

- владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.

– находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Постановка учебной задачи

Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь?

Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание.

Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы

- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

– строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

– планируют свои действия для решения задачи

Актуализация новых знаний

Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению. - Что общего у этих слов? - Какое слово получилось по вертикали? - Как оно связано с остальными словами? - Верно. - Найдите это слово в словаре. Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова»

Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос.

-Корень.

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставленные вопросы.

– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

– учитывают правило в планировании способа решения

- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе

Постановка учебной задачи

Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника.

- А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты?

- Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний

Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.

- Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать.

– строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

– планируют свои действия для решения задачи

– учитывают правило в планировании способа решения

Усвоение новых знаний и способов действий

Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе.

Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод? – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом?

Почему?.

- Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний

-Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов

-Назовите два главных признака однокоренных слов. -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположение по учебнику (с.75)

То, что корень - это важная, главная часть чего-либо.

- Корень - это главная значимая часть слова. Изучают схемы, предложенные на форзаце; делают выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень.

- Корень является общей частью родственных слов.

Делают вывод


Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов; Высказывают предполо- жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом

– принимают и сохраняют цель и учебную задачу

– воспринимают смысл читаемых текстов.

– знают определение однокоренных слов, умеют находить их.


– знают определение корня и умеют находить его в слове.

– находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

– выполняют действия по намеченному плану и инструкциям, содержащимся в учебнике

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Закрепление знаний и способов действий

Найдите глазами листочки, улетевшие с деревьев: 1в.- с осины. 2в.- с рябины

Запишите их, отметьте корень -Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень. Чтобы узнать 1 секрет дедушки Корня, посмотрите, какая встреча произошла в Морфемике.

Какой вывод можно сделать? Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Выполняют упражнение, выделяют корень.


Сценка «Родня ли гусеница гусю?» Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение. Выполняют упражнение « Третий лишний»

- умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи.

– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

– учитывают правило в планировании способа решения

– умеют находить однокоренные слова

Физкультминутка для глаз

Проведём физминутку для глаз

Выполняют движения глазами по тренажёру

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Закрепление знаний и способов действий

На какие группы можно разделить эти слова? Объясняет задание. Комментирует его выполнение Какой вывод можно сделать? Это 2 секрет дедушки Корня

Объясняет задание. Комментирует его выполнение Создать модель семьи однокоренных слов:

1 гр. - к слову «орёл»

2 гр. - к слову «друг»

3 гр. - к слову «смех» -Что заметили?

Чередование звуков и беглые гласные «о» и «е» - это 3 секрет дедушки Корня. Работу с такими словами мы продолжим завтра. А сегодня наше путешествие по Морфемике заканчивается. Объясняет задание. Комментирует его выполнение См.Приложение

Отвечают на поставленные вопрос. (по частям речи и на группы родственных слов). Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам. Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи.

Объединяются в группы Создают модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг» 3 гр. - к слову «смех» Представляют модели. Отвечают на поставленный вопрос.

Выбирают правильные варианты ответов

- ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии

– умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи

– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков

– ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии

– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных признаков

Рефлексия

Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».) - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Задание по выбору: 1.Создать свою модель семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень»

Слушают учителя, делают записи

принимают цель, содержание и способы выполнения задания


Приложение 1

Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень – главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова – это: а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень: а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Корень слова"

Автор: Туранская Наталья Сергеевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassienatiemupravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "289705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока русского языка по теме: "Приставки" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiepristavki5klass"
    ["file_id"] => string(6) "314127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459614387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства