-Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.
-Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
-Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент |
Приветствует учащихся. Добрый день, друзья мои! Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. - Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей. - Сегодня на уроке Фея русского языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) -Кто согласен с этим? | Приветствуют учителя, гостей. - Добрый день! – ответим мы. - Рады видеть мы гостей- Дорогих учителей! Всем-всем – добрый день! Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на поставленные вопросы. | Осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой |
Чистописание. Орфографическая разминка. |
Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении. | Выполняют письмо по образцу. Находят и объясняют орфограммы | - владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
Постановка учебной задачи |
Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. | Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы | - находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. – планируют свои действия для решения задачи |
Актуализация новых знаний |
Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению. - Что общего у этих слов? - Какое слово получилось по вертикали? - Как оно связано с остальными словами? - Верно. - Найдите это слово в словаре. Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова» | Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос. -Корень. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставленные вопросы. | – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. – учитывают правило в планировании способа решения - находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе |
Постановка учебной задачи |
Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? - Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний | Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать. | – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. – планируют свои действия для решения задачи – учитывают правило в планировании способа решения |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод? – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему?. - Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний -Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов -Назовите два главных признака однокоренных слов. -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположение по учебнику (с.75) | То, что корень - это важная, главная часть чего-либо. - Корень - это главная значимая часть слова. Изучают схемы, предложенные на форзаце; делают выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень. - Корень является общей частью родственных слов. Делают вывод Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов; Высказывают предполо- жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом | – принимают и сохраняют цель и учебную задачу – воспринимают смысл читаемых текстов. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. – знают определение корня и умеют находить его в слове. – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их. – выполняют действия по намеченному плану и инструкциям, содержащимся в учебнике |
Физкультминутка |
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
Закрепление знаний и способов действий |
Найдите глазами листочки, улетевшие с деревьев: 1в.- с осины. 2в.- с рябины Запишите их, отметьте корень -Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень. Чтобы узнать 1 секрет дедушки Корня, посмотрите, какая встреча произошла в Морфемике. Какой вывод можно сделать? Объясняет задание. Комментирует его выполнение | Выполняют упражнение, выделяют корень. Сценка «Родня ли гусеница гусю?» Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение. Выполняют упражнение « Третий лишний» | - умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи. – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. – учитывают правило в планировании способа решения – умеют находить однокоренные слова |
Физкультминутка для глаз |
Проведём физминутку для глаз | Выполняют движения глазами по тренажёру | осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
Закрепление знаний и способов действий |
На какие группы можно разделить эти слова? Объясняет задание. Комментирует его выполнение Какой вывод можно сделать? Это 2 секрет дедушки Корня Объясняет задание. Комментирует его выполнение Создать модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг» 3 гр. - к слову «смех» -Что заметили? Чередование звуков и беглые гласные «о» и «е» - это 3 секрет дедушки Корня. Работу с такими словами мы продолжим завтра. А сегодня наше путешествие по Морфемике заканчивается. Объясняет задание. Комментирует его выполнение См.Приложение | Отвечают на поставленные вопрос. (по частям речи и на группы родственных слов). Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам. Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи. Объединяются в группы Создают модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг» 3 гр. - к слову «смех» Представляют модели. Отвечают на поставленный вопрос. Выбирают правильные варианты ответов | - ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии – умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков – ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных признаков |
Рефлексия |
Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».) - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы. | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Домашнее задание |
Задание по выбору: 1.Создать свою модель семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень» | Слушают учителя, делают записи | принимают цель, содержание и способы выполнения задания |
1. Что такое корень слова:
2. Почему корень – главная часть слова:
а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?
3. Однокоренные слова – это: а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.
4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень: а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.