Конспект урока по русскому языку 3 класс "Учимся писать слова с двумя корнями"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Учимся писать слова с двумя корнями"
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3-х классов по теме "Учимся писать слова с двумя корнями" разработан в соответствии с ФГОС. Форма проведения урока - проблемно-диалогическая технология. Так же используются возможности мобильного кабинета - персональные компьютеры для каждого учащегося, конструктор Лего, интерактивная доска. В течении урока учащиеся работают над поставленной проблемой в группах, в парах, индивидуально. Для закрепления изученного используется интерактивный тест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс "Учимся писать слова с двумя корнями" »
План-конспект урока
Учимся писать слова с двумя корнями
ФИО
Смолина Светлана Юрьевна
Место работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 им. В.С.Завойко» Петропавловск-Камчатского городского округа
Должность
учитель начальных классов
Предмет
русский язык
Класс
3 класс
Тема и номер урока в теме
Блок «Правописание»
Тема раздела «Сложные слова»
Тема урока № 41 «Учимся писать слова с двумя корнями»
Базовый учебник
«Русский язык» , 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, в 2-х частях. Ч.1- М.: «Вентана-Граф», 2010.
Цель урока:учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.
Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
познавательные:создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные:помочьосознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями;формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.
9. Тип урока: урок - открытие нового знания
10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
11.Оборудование:мультимедийный проектор, экран, толковый словарь, компьютеры для учеников, учебник русского языка, конструктор «Лего».
Этап
урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
1.Орг.
момент
-Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?
Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Как вы понимаете это выражение?
-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем.
Приветствие гостей.
Настраиваются на работу на уроке.
-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.
КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.
2.Словар-
ная
работа
Слайд 1.
-Запишите словарные слова:
Карандаш, остров, расстояние, ежевика, народ, июль.
-Проверьте себя.
-Кто собой доволен?
-Почему?
Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,
исправляют ошибки.
РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.
3.Актуали-
зация знаний.
-Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово.
-Какое слово получилось?
-Что такое корень слова?
-Как найти корень в словах?
Дети собирают слово и отвечают на вопросы учителя.
-Корень.
-Сначала надо определить значение слова.
Затем подобрать родственные слова.
Найти общую часть слова – корень.
ПУУД: построение логической цепи рассуждения.
ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.
РУУД: оценивать результаты деятельности.
4.Самоопре-
деление
к деятель-
ности.
Слайд 2.
- Замените выражение одним словом.
1.Как называюттого, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду? 2.Как называют бездельника, который лежитна боку? 3.Как называют человека, который любит много читать? 4. Кто любит употреблять много сладостей?
- Что интересного заметили в словах?
-Почему в этих словах по два корня?
-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?
-Как называются слова с двумя корнями?
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
-Сегодня мы продолжим учиться находить, записывать и образовывать сложные слова, а так же узнаем новое о сложных словах.
- А с какой целью человек использует сложные слова?
-водохлёб
-лежебока
-книголюб
-сладкоежка
Учащиеся отвечают на вопросы.
-Учимся писать слова с двумя корнями.
-Чтобы сократить словосочетание, высказывание.
ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.
РУУД: умение определять цель деятельности на уроке
5.Постанов
ка учебной
задачи
-Как соединяются два корня в сложных словах?
-Как называются такие гласные?
-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.
Доска:
снег…пад
земл…пашец
мыш…ловка
домохозяйка
- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.
-Почему были допущены ошибки?
-Возникла проблема?
-Какая?
-Чему мы должны научиться на уроке?
-При помощи гласных.
Соединительные гласные.
Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.
Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.
-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова.
КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.
ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.
6. Физми-
нутка
Физминутка.
-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:
-Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов?
-Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах.
Задания:
1группа.Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.
2группа. Работа с компьютером. Найдите в тексте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –е-.
3группа.Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выделите корни в словах. Сделайте вывод о соединительных гласных.
4группа.Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительные гласные.
5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.
Учащиеся работают над заданиями в группах.
КУУД: формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-
вование умения
правильно
изъяснять свои
мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,
развивать монологическую и диалогическую форму речи.
КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
11.Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 3.
1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
– Чему научились?
- Какое правило мы вывели с вами?
– Кто или что вам помогало справиться?
- Что вы теперь можете?
– Кто доволен сегодня своей работой?
-Кому было интересно?
2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
3) Домашнее задание.
Учебник стр. 101 упр. 3
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.
РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Приложение 1.
Работа в группах.
1группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте слова, найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о-. Выложите из конструктора соединительную гласную.
2группа. Работа с компьютером. Прочитайте стихотворения. Найдите в стихах сложные слова, выпишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о -. (При ответе текст стихотворения выносится на интерактивную доску).
3группа.Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-. (Слова даны на карточках)
Самолёт - _________________________________________________________
5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте и найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.