Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые"
Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые"
Этот урок разработан согласно требованиям специальной коррекционной школы VIII вида. Задания подобраны разноуровневые. Оборудование и наглядное пособие: картинки с изображением животных. Карточки со словами, пазлы с изображением. Интерактивная игра на внимание «Продолжи узор», TB Comenius (изображение муравья, название частей тела муравья, муравейник в разрезе, опорные схемы, пословицы и народные приметы).Словарь: «санитар леса», личинки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые" »
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г.Донецка
Конспект урока развитие устной речи
Тема «НАСЕКОМЫЕ»
Тема урока: «Насекомые»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство с представителем насекомых муравьем.
Задачи : Образовательная
познакомить со строением тела и жилищем муравья;
закреплять навыки в составлении рассказа по смысловому описанию и по картинкам;
расширять знания об окружающем мире;
закрепить знания о пословицах по изучаемой теме.
Коррекционно-развивающая:
корректировать грамматический и синтактический строй речи на основе составления простых и распространенных предложений и короткого рассказа;
развивать аналитико-синтетическую деятельность;
развивать классификацию и обобщение;
развивать зрительное восприятие, слуховую и зрительную памяти.
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к насекомым и их жилище.
Оборудование и наглядное пособие: картинки с изображением животных. Карточки со словами, пазлы с изображением муравья. Интерактивная игра на внимание «Продолжи узор», TB Comenius (изображение муравья, название частей тела муравья, муравейник в разрезе, опорные схемы, пословицы и народные приметы).
Словарь: «санитар леса», личинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Учитель:
– Скажите какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (солнце светит ярче, снег тает, птицы прилетают и т.д.0
– Назовите месяцы весны. (март, апрель, май)
– Какой сейчас месяц весны?(апрель)
– Какой урок? (развитие устной речи)
- Чему учимся на уроке развития речи? (учимся разговаривать)
Для того чтобы мы хорошо работали и были внимательными предлагаю выполним упражнение. (упражнение из интерактивного комплекса «Академия младшего школьника» дополни узор из геометрических фигур).
II. Актуализация опорных знаний.
-кто назовет одним словом кто изображен на картинках? (животные).
-разделите картинки на группы (звери, птицы, насекомые)
-какой группы представителей больше? Посчитайте. (насекомых).
- у вас на партах карточки, кто скорее найдёт и назовёт слово которое повторяется, прочитав все слова по порядку(муравей). Молодцы!
-сложите пазлы на парте. Кто получился? Муравей.
- кто догадался какая тема урока? ( Насекомые. Муравей.)
– Они различаются по месту жительства, питанию и многому другому.
– Но у всех видов муравьёв есть и общие черты: строение тела. Ребята посмотрите на экран. (на экране представлен проэкт созданный учителем в программе TB Comenius)
Анализ предмета по частям с точным обозначением каждой части
- Как называется эта часть? (карточка со словом "голова” прикрепляется рядом и т. д.)
- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?
- На какой части тела муравья имеются насечки?
- Что есть на голове у муравья?
- С помощью чего муравей передвигается?
- Из скольких частей состоит тело муравья?
– Тело муравья делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. На голове – усики. От груди муравья отходят 3 пары ног, как и у мухи и у всех других насекомых. (страница 1)
– В зависимости от вида муравьи живут разных в жилищах.
Некоторые муравьи живут неподалёку от человека, строит небольшие муравейники в садах или даже устраивает свои гнёзда в щелях асфальта; другие - устраивают свои гнёзда внутри старых деревьев;
а рыжий лесной муравей строит муравейники в лесу.
Муравейник рыжего лесного муравья это самое уникальное жильё в мире животных. Это сооружение рассчитано на многие годы. Муравейник можно назвать не просто домом, а целым городом. В котором есть множество тайных ходов тоннелей, кладовые, места для отдыха и ночёвки, погреба и даже "детский сад”, где ухаживают за личинками и молодыми муравьями. (страница2)
Муравейник состоит из двух частей, почти равных по размеру: подземной и надземной.
В подземной части множество ходов и камер. Там располагаются запасы корма, проходит зимовье муравьёв.
Верхняя часть, которую мы видим сложена из веточек и хвоинок. Она служит местом отдыха рабочих муравьёв, для развития и роста личинок.
Итак, муравейник рыжих лесных муравьёв это уникальный город, в котором проживает многомиллионная семья муравьёв. Муравьи- трудолюбивый народ.
Только глупый или очень злой человек может развалить такой дом или воткнуть в него палку.
– А теперь поговорим о муравьиной семье.
- Как вы думаете из кого она состоит?
Царица муравьёв. Она только откладывает яйца и тем самым увеличивает семью муравьёв. За это её все берегут, ухаживают, кормят, защищают. Яйца, которые откладывает царица-матка хранятся в специальных камерах, где из них появляются личинки, а затем и муравьи.
-Есть в муравьиной семье, муравьи-няньки.
Почему их так назвали? (Они берегут яйца, ухаживают за личинками, кормят молодых муравьёв.)
-Есть муравьи-строители. А почему их так назвали? (Также в муравейнике есть муравьи строители и рабочие-муравьи, они постоянно обновляют и строят крышу муравейника).
-Муравьи-стражники (Для охраны муравейника есть муравьи-стражники, которые при опасности сообщают своим сородичам об угрозе нападения, а сами вступают в схватку с врагом, даже если тот больше его и сильнее.
-Чем питаются муравьи? Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.
-Какую пользу приносят муравьи? Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют "санитарами леса”, т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев. (учитель прикрепляет к доске словарное слово «санитар леса».)
К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам.
В некоторых областях нашей страны рыжие лесные муравьи занесены в красную книгу и их охраняют. Люди давно заметили пользу этих насекомых и научились переселять муравейники в те леса, которые гибнут от нашествия вредителя.
- сейчас рублика « Это интересно» подготовил Соловянский Иван.
– Ребята мы с вами многое узнали о муравьях, а теперь давайте отдохнём. А поможет нам в этом муравей.
Физминутка.
-Я знаю вы готовились к этому уроку. Сейчас предлагаю прочитать диалог стрекозы и муравья, есть желающие? (дети читают наизусть).
-какую народную примету мы слышим в словах муравья? «Муравьи прячутся в гнезда-к грозе»
-есть ещё и пословицы о муравьях.
-Посмотрите на экран. (страница 3). Давайте прочитаем эти пословицы. А верно ли они составлены?
Покормите муравья (лабиринт) (страница 4)
IV. Составление рассказа по словестно-картиной опоре. (страница 5).
Сейчас мы будем составлять длинное предложение про муравья-трудягу; кто остановится – дает фант. Каждый ученик повторяет всю фразу, придуманную до него». Слова на доске : маленький, упорный, трудолюбивый, работящий, ползающий, тащит на себе, поедает гусениц…… Учитель начинает: «Однажды в лесу я увидел…..»
V. Обобщение знаний, полученных на уроке.
На партах карточки «муравей-это…..». проверка выполненного задания. (ребята работают самостоятельно)
Учитель проверив карточки предлагает поиграть в игру:
День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
"Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
"Это не я, это не я, это не мои друзья!”
- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
- С берега кидаем в реку
- То пакеты, то газеты.
- Мы ежонка увидали
- И домой его забрали.
- Не развожу костров в лесу,
- Берегу его красу.
- Чтобы ягоды собрать,
-Надо ветки обломать!
- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.
Учитель:
- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, пойманной бабочки или жука, разрушенного муравейника начинается разрушение природы.
Помните всегда об этом и берегите природу!
-Какая тема урока?
– Какие задания выполняли?
– Как должны относится к муравьям? Почему?
VI. Рефлексия.
Посмотрите на доску- какая геометрическая фигура изображена? (круг) на то похож круг? На лицо. Предлагаю нарисовать вам свое настроение.