Тема урока: Домашние и дикие животные.
Вид урока: урок развития речи с использованием приема синквейна.
Тип урока: повторение изученного материала.
Цели и задачи урока:
-обобщить и закрепить представления учащихся о диких и домашних животных;
-учить различать и классифицировать животных по группам;
- учить детей воспроизводить знакомое литературное произведение (пересказ русской народной сказки);
- учить детей составлять загадки-описания;
- развивать устную речь, выразительность речи, память, обогащать словарный запас учащихся;
-коррекция логического мышления, внимания;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и родной природе.
Методы и приемы: игры, отгадывание загадок, пересказ.
Используемые технологии: игровая технология, технология развития критического мышления.
Материалы, оборудования: волшебный сундучок, иллюстрации диких и домашних животных, загадки, дидактические игры, презентация.
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Все встали в круг. Держитесь за руки и повторите за мной «Мы все дружные ребята. Если будет трудно, будем работать вместе». И подарим друг другу свои улыбки.
(Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга и скажите:
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне добра. Если будет тебе трудно, я тебе помогу». И подарим друг другу свои улыбки. А теперь мне подарите свои улыбки)
2. Актуализация знаний.
-Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (Колобок)
-Как вы думаете, из какой сказки пришел колобок?(Из сказки «Колобок»)
-Вы смотрели её? А сказки вы любите?
а)Игра «Угадай сказку!»
-Ребята, еще с детского сада вы все знаете сказки. Давайте поиграем в игру «Угадай сказку!». Я буду сначала читать отрывок из сказки, а вы угадайте.
=Тянут дедка, бабка, внучка, тянет маленькая Жучка, кошка с мышкой тянут крепко. Догадались? Это …. (рисунок 1)
=Где и когда приключилось такое? Мышка разбила яйцо золотое. Плакал дед, плакала баба, только кудахтала…(рисунок 2)
=Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел. Круглый сам, румяный бок, а зовется …(рисунок 3)
- Молодцы, вы все хорошо знаете русские народные сказки. А кто желает нам рассказать одну из них? Какую сказку хочешь рассказать?
(Я хочу рассказать сказку …)
б)Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-Колобок принес для вас загадки. Хотите отгадывать?
Отгадывая загадки, узнаем, о ком мы будем говорить на уроке.
-Хитренько взглянула Ночью не спит,
Хвостиком махнула мышей сторожит (кошка)
Такая нарядная,
Где ты, рыжая …(лиса)
Идет, идет,
- Кто зимой холодной бородой трясёт,
Ходит злой, голодный? Травки просит:
Зайца с детства знает «Ме-ме-ме,
Злой, зубастый, серый … (волк) дай-ка травки мне-мне-мне» (коза)
- Сама пёстрая, Зимой беленький,
Ест зеленое, Летом серенький,
Дает белое (корова) никого не обижает,
а сам всех боится.(заяц)
3.Постановка целей урока.
- Молодцы, мы отгадывали загадки. А вы догадались, о ком мы сегодня поговорим?
(Мы будем говорить о животных)
Мы на этом уроке закрепляем тему «Домашние и дикие животные» и научимся красиво и правильно говорить на русском языке.
Физминутка «Танец маленьких утят»
а)Игра «Найди детёныша»
Вот случилась беда. Все детеныши домашних животных потерялись и не могут найти своих мам. Давайте им поможем.
- А давайте проверим, всех ли малышей мы нашли, и тем ли мамам отдали.
Назовите, кто у кого, что он делает?(Проверка с доски и проговаривание)
У собаки – щенок. Собака умная, сторожевая, злая. Собака лает, рычит, бегает. Сторож
У кошки – котенок. Кошка спокойная, ласковая, нежная. Кошка мяукает, играет, бегает. Животное.
У овцы — ягненок. Овца белая, пугливая. Овца блеет, стоит, бегает. Животное.
У коровы – теленок. Корова большая, пёстрая. Корова мычит, стоит, жуёт. Молоко.
У лошади – жеребенок. Лошадь большая, рыжая, быстрая. Лошадь ржёт, скачет, бегает. Скакун.
Молодцы ребята! Мамы довольны, малыши рядом с ними.
4. Работа по теме урока.
а) Работа в парах. Игра «Сложи картинку»
-А что ещё принес колобок в сундуке? Давайте посмотрим. Он принес вам разрезанные картинки, а вы должны сложить их. Будем работаем в парах. Потом каждая пара составит предложения и придумает к ней синквейны-загадки, отвечая на вопросы: Кто это? Какой он? Что он делает? Придумаем похожее слово.
А мы должны догадаться, о ком вы рассказываете.
(Косолапый, лохматый. Спит, зевает, рычит, сосёт лапу. Он спит в берлоге. Хозяин леса. Кто это? -медведь)
(Хитрая, нарядная. Бегает, ищет, хитрит, тявкает. Она живёт в норе. Красавица. Кто это?-лиса)
(Злой, зубастый. Ищет, воет, рычит. Он всегда голодный. Хищник. Кто это?-волк)
(Длинноухий, белый. Дрожит, скачет, прячется. Он живёт под кустом. Трус. Кто это?-заяц)
(Рыжая, пушистая. Прыгает, летит, грызет. Она грызет орешки. Пружина. Кто это?-белка)
-Это все какие животные?(Это дикие животные)
Молодцы! Очень хорошо работали. Колобок радуется.
-Ребята, попробуем вместе составить загадку о нём (синквейн слова колобок)
Теперь назовите слова на вопрос какой? Колобок какой?
Колобок что делает?
Придумаем предложение со словом колобок.
Каким словом можно заменить слово? На что он похож?(Назовите слово, относящееся к слову колобок).
Колобок
Круглый, румяный
Катися, улыбается, поет
Колобок встретился с лисой.
Солнышко.
Суперфизминутка (из СД)
5. Упражнение по развитию памяти и внимания «Запомни ряд картинок»
-Посмотрите на экран. Видите картинки животных и запомните, кто за кем стоит.
Теперь кто построит картинки по порядку. Проверяем по экрану, правильно ли построили.
- Кто изображён на экране, назовите одним словом? (это животные)
- На какие две группы можно разделить этих животных? (домашние и дикие)
6. Подведение итогов урока.
- Ребята, сейчас будем сравнивать животных. И сделаем вывод.
Какая разница между диких и домашних животных?
- Почему домашних животных называем домашними?
(- П.ч. домашние животные живут около человека, человек их кормит, человек строит им жильё.)
-А где живут дикие животные? (Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё)
-Ребята, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а животные наши “братья меньшие”. И они ждут от нас заботы и бережного отношения. В мире животных так много интересного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте о них.
7.Домашнее задание будет творческим. Дома вам нужно слепить из пластилина любимого животного и составить о нём рассказ.
8.Рефлексия.
-Что мы делали на уроке?Что вам понравилось больше всего?
(Мне понравился физминутка, игры)
-Если вам на уроке было интересно и весело, то возьмите игрушки и украсьте елочку игрушками, если было скучно, то приклейте около елочки снежинки.
-Какая красивая елочка получилась! Скоро, какой праздник будет? Вот и мы заранее украсили в лесу елочку для зверей. Молодцы, ребята! Звери очень радуются.
-Ребята вот и закончился наш урок, мне очень понравилось, как вы играли, работали на уроке. Всем спасибо за урок. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями.
До свидания, до свидания,
С вами было хорошо,
До свидания, до свидания,
Приходите к нам еще.