Большинство людей могут назвать совсем немного птиц, которые зимуют с нами, какие птицы являются оседлыми, какие птицы перелетают. Не все знают,чем питаются птицы, почему их так назвали, как их зовут в народе. Поэтому тема нашего урока является актуальной. К тому же, встречаясь каждый день с птицами, нужно задуматься над тем, как помочь птицам зимой, что нужно сделать, чтобы пернатым прокормиться в это трудное для них время.
ВОРОБЬИ - очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом. «Вора бей!» - так кричали в старину крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор этих птиц воробьями.
СИНИЦЫ — прилетают зимой к домам за помощью. Трудно и голодно в лесу в это время. Синиц назвали так за их песенку: «сии - сии или ции - ции» В лесах большая синица, синица хохлатая, синица гаичка.
ПОПОЛЗЕНЬ (ЯМЩИК) — небольшая, величиной с воробья птица, коренастая, короткохвостая, с сильными ногами и крепким острым клювом. Окраска птицы сверху голубовато-серая, брюшко белое с красновато-рыжими боками, через глаз проходит черная полоса. Поползень свободно передвигается вниз головой. Поползень - всеядная птица. Имеет привычку прятать найденную добычу в укромных местах.
СВИРИСТЕЛИ — исключительно красивые птицы. Голод их гонит из далёких лесов. Питаются эти птицы рябиной, семенами берёз. Свиристели – серо - коричневые, с яркой жёлтой полосой на конце хвоста, с чёрным горлышком и белыми пятнышками на крыльях. На голове большой остроконечный хохолок, который, то поднимается, то опускается. Птицы летают всегда стайкой, изредка перекликаются своей звенящей трелью
Зимний день короток, и птицы не успевают наесться досыта, а еды на морозе им нужно больше, чем летом. Голод, бескормица губит множество птиц, особенно в гололедицу и снегопады. Чтобы помочь птицам нужно сделать кормушки из подручных материалов, развесить их в садах, парках и не забывать подкладывать корм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Осторожно ветер За калитку вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Покачал тихонько Ветками черемух,
Пожурил за что-то Воробьев знакомых. И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
II. Постановка темы, цели урока. Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети слушают с закрытыми глазами): 1фрагмент - зима, зимний ветер, вьюга; 2фрагмент – лето, голоса птиц. Беседа по прослушанному: -Что услышали и представили по 1 фрагменту? -А что прозвучало во 2 фрагменте? - Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке? Ответы детей. -Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь?
III. Актуализация знаний.
а)Рассказ учителя. С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают животным выжить в трудное для них зимнее время. Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов. Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные. И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах. Показ репродукций картин. Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи. Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных изделиях (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной. Показ деревянных изделий.
б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)
1.В деревне есть часы такие, Не мертвые, а живые Ходят без завода, Они птичьего рода. (Петух.)
2.Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает.(Воробей.)
3.Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь.)
-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая? Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.) - Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
IV. Работа по теме урока. Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах. 1 команда - «Соловьи». 2 команда - «Синицы».
1. Конкурс «Знатоки птиц». Загадки- описания птиц 1 команды :
1.Криком «Карр!» нам докучает Птица эта круглый год,- И когда мороз крепчает, И когда весна идет.
Из сухих опавших веток На березе вьет жилье, Что- как шапка… Кто же это? (Звать вороною ее.)
2.Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…(Воробей.)
3. В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись… (Дятел.)
4.Птица эта- пестровата: За ворону бы сошла,- С тем отличием, ребята, Что с боков она бела. И трещит с самого утра: «Пора! Пора!» А что- пора? Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.)
5. И в лесу, заметьте, дети Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы Филины и … (Совы.)
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.) - Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете? Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.) Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску. Вывод : - Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.) -Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны! - Как можно помочь птицам зимой? Ответы детей. Учитель напоминает о правилах техники безопасности в зимнее время. Обратить внимание детей на плакат и кормушку в классе. - Очень наблюдательные ребята с родителями к нашему уроку сфотографировали оседлых птиц и сделали фотовыставку и фильм.
Выставка фотографий «Птицы» Просмотр фильма.
Физминутка.
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложим назад.
V.Продолжение работы по теме урока: - Конкурс знатоков птиц продолжается! Загадки- описания птиц 2 команды :
1.Угадайте, что за птичка- Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
2.Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)
3.Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно - розовый… (Скворец.)
4.Встали бра на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
5.Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)
6.Еще в низинах снег и лед, Но небеса весенние, И он летает и поет, Блистая оперением. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянуться растения, Его и песни, и полет Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
- Птицы - непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы! -Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут! Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску. Вывод: - Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места? Ответы детей.(Перелетные птицы.) На глобусе показать перемещение птиц. - Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы!
2.Конкурс «Почемучка». Учитель: 1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края, а дятлы остаются зимовать? Ответы детей: - Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм. - Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.
Учитель: 2 вопрос : Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица? Ответы детей: -Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Учитель: 3 вопрос: - Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места? Ответы детей: - Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. Учитель: - Молодцы!
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым? - Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы! Рассматривание колец. Учитель: - Ребята, если вы заинтересовались, в какие страны улетают зимовать птицы, об этом всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета вместе с родителями.
Выставка книг, справочников, энциклопедий про птиц.
VI. Закрепление.
1.Тест «Третий лишний»- карточки по вариантам.
а) ласточка зяблик дятел
б) скворец поползень журавль
Самопроверка.
На доску вывешиваются карточки с ответами.
2. Викторина «Отгадай птицу по голосу». Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби. Ответы детей. - Молодцы!
6. Итог урока. Обобщение. Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
1.Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 4.Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Учитель: - Спасибо!
Заключительное слово: - Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц. - Итак, где же зимуют птицы? Ответы детей. (Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.) Учитель: - Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы! Поощрительные призы.