Конспект урока по познанию мира "Разнообразие птиц"
Конспект урока по познанию мира "Разнообразие птиц"
Урок составлен в соответствии с требованиями ГОСО. Включает в себя все необходимые этапы. Данный урок наглядно демонстрирует применение Программы трехуровневых курсов. Соответствует возрастным особенностям учащихся. Используется ИКТ в виде интерактивной доски. Проводится работа в группах. Уделяется внимание талантливым и одаренным. Применяются здоровьесберегающие технологими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира "Разнообразие птиц"»
Предмет:Познание мира
Класс: 2
Тема: Разнообразие птиц
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: Познакомить с разнообразием птиц.
Формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи:
Познакомить детей с миром птиц, с их отличительными признаками от других видов животных.
Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты.
Предметные:
называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе;
учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
уметь озвучивать правила и следовать им;
уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
умение давать определение понятиям;
учиться анализировать и сравнивать;
учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
уметь планировать работу в соответствии с поставленной задачей.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
Интерактивная доска
Плакат по взаимооцениванию работы в группах
Листы самооценивания.
Информационные листы
Раздаточный материал для рефлексии (цветные ладошки)
Ход урока
Организационный момент (Психологический настрой)1 мин.
– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
Актуализация знаний по теме
Учащиеся сидят по группам. Учитель каждой группе дает лист с заданием, на котором изображены птицы. 1 ой группе- утка, 2-ой группе – скворец, 3-тьей группе – воробей. Учащиеся должны составить характеристику птицы по предложенным вопросам, в виде кластера. (обучение в соответствии с возрастными особенностями).
На выполнение задания дается 5 минуты. После подготовки, группы, не называя птиц, перечисляют ее характеристики. Две другие группы стараются угадать.(Эмоциональное оценивание учителем.) 5 мин.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с выполнения именно этого задания? (ответы детей)
- Совершенно верно, вы правы, потому что тема сегодняшнего урока: Разнообразие птиц. А вы не задумывались, все ли вы знаете о птицах? (Занимательный материал о птицах- 2-3 мин.)
3.Работа над новым материалом.
-А знаете ли вы, к примеру:
Зачем птицам клюв?
Для чего птицам перья?
Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Ответы на эти интересные вопросы вам предстоит найти самостоятельно.
Прежде чем вы приступите к работе, давайте разделимся на группы, я раздам вам листочки с названием птиц, а вы должны, опираясь на свои знания, определить в какой вы группе. ( домашние, перелетные и зимующие.)
После того, как дети определились с группами, учитель раздает листы оценивания с текущим инструктажем и дает задание.
Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты. 3 мин.
Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
Карточки даются пустые. Дети должны их заполнить.
добывают пищу
строят гнёзда
кормят птенцов
чистят перья
защищаются от врагов
издают звуки
привлекают самочек
служат маскировкой
не служит ни для какой цели
Группа № 2 «Для чего птицам перья»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»
Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
Карточки
защищаются от перегрева, холода, ушибов
помогают летать
привлекают самочек
служат маскировкой
помогают нырять и не промокать
служат постелью
не служит ни для какой цели
ловят в воздухе добычу
строят гнёзда повыше
Группа № 3 «Значение птиц в жизни природы и человека»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»
Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.
Карточки
помогают в борьбе в вредителями
помогают растению расселяться
служат для выполнения поручений человека
поедают семена сорных растений
участвуют в опылении растения
помогают человеку отдохнуть
На выполнение задания – 7 минут.
После того, как учащиеся будут готовы, каждая группа должна представить свою категорию птиц.
- Ребята, у меня есть одно условие, свое выступление вы должны будете обязательно начинать со слов:
- Мы думаем…
- Мы решили…
Нам кажется….
Перед выступлением групп, учитель дает целевую установку на необходимость восприятия материала, т. как в конце будут проверяться полученные знания.
- И еще, ребята, когда одна группа выступает, две другие должны внимательно слушать их выступление, для того, чтобы после выступления всех групп, правильно ответить на тестовые вопросы.
Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.
(Выступления групп) – 4 минуты
Физминутка: «Летает, не летает»
Затем учитель каждому члену группы дает лист с тестовым заданием
Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.
в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек
Перья птицам необходимы для того, чтобы:
а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.
б) защищаться от перегрева, холода и ушибов
в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде
Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:
а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений, выполнять поручения людей и помогать им отдыхать
б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать
Проверим выполненную вами работу по эталону. Сравните свои результаты ответов с вариантами ответа на эталоне.
а) б)
б) в)
а)
Кто справился с работой без ошибок? (закрасит зеленым цветом)
Кто допустил 1 – 2 ошибки? (желтым цветом)
Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок?( синим цветом)
Теперь возьмите свои листы самооценивания и оцените свою работу.
(2 мин)
Воспитательный момент:
- Вот ребята третей группы очень хорошо нам рассказали, для чего нужны птицы людям. А если птицы нужны людям. То как мы с вами должны относиться к ним ( ответы детей)
- Правильно, молодцы, нельзя разорять гнезда, зимой, чтобы птицы не погибли, нужно их подкармливать.
-А сейчас я предлагаю вам выразить свое отношение к птицам в форме синквейна.
Я напомню вам правила составления синквейна.( слайд) – применение ИКТ. Кроме общепринятого правила составления синквейна, я предлагаю еще одно. Нельзя составлять синквейн о птицах своей группы.(необходимые пояснения)
( Учащиеся составляют синквейн) – 3 мин.
-Выступления групп( установка на восприятие)
Оценивание:
эмоциональное, формативное, взаимооценка. Сегодня вы все хорошо потрудились на уроке, молодцы. (назвать несколько активных ребят).
Но окончательные оценки вы получите на следующем уроке, когда подготовите домашнее задание.
Домашнее задание:
А в качестве домашнего задания вы должны будете нарисовать понравившуюся вам птицу и найти о ней информацию, которую как вам кажется, не знают другие, т.е. что-то самое интересное, самое необычное.