kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по познанию мира "Кто такие насекомые?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Использование компьютерных технологий, мультимедийного проектора делает урок динамичным, неординарным и запоминающимся. Мною представлен урок для 3 класса по теме: «Кто такие насекомые?» с использованием презентации. Урок разделен на три части. В первой части обобщаются знания о классах животных. Учащиеся описывают любое животное по плану. Затем дети  разгадывают  кроссворд. Ключевое слово-насекомые. Далее рассказ учителя, выступления учащихся с дополнительной информацией о шестиногих, инсценирование басни Крылова. Учащиеся знакомятся с этапами развития бабочки. Интересна рубрика «А знаете ли вы?» В заключительной части  урока происходит закрепление полученных знаний. Учащиеся  читают  текст в учебнике, самостоятельно выполняют задания, беседуют  по сказке «Спор животных», знакомятся с приметами.

У детей развивается познавательная активность, самостоятельность, любознательность,  пробуждается интерес к изучению окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира "Кто такие насекомые?" »

Урок познания мира в 3 классе

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цели: познакомить детей с разновидностями насекомых, с их средой обитания, рассказать о пользе и вреде насекомых, определить их взаимосвязь с растениями, животными, человеком;

развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, учебник, муляжи насекомых, карточки с заданиями, сигнальные карточки самооценки

Ход урока:

1.Орг. момент;

2. Психологический настрой;

Ну-ка, посмотри ,дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

3.Проверка домашнего задания

-Когда вы слышите слово «животное»,то кого представляете?

– На какие группы делятся животные? (Птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, млекопитающие)

Птицы-животные, тело которых покрыто перьями;

Земноводные- животные, у которых кожа голая, нежная.К земноводным относятся лягушки, жабы. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.

Пресмыкающиеся- животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи. Всю жизнь эти животные ползают- «пресмыкаются»;

Рыбы- животные, тело которых покрыто скользкой чешуей. Рыбы- водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

Насекомые- это животные, у которых шесть ног(три пары);

Млекопитающие или звери- животные, тело которых покрыто шерстью.

-Какие ещё группы животных существуют?(Черви, моллюски, пауки и др.)

Черви бывают разные: дождевые, пиявки, черви-паразиты, которые живут внутри живых организмов.

Моллюски- это улитки, слизни, осьминоги, кальмары. У них мягкое тело, поэтому их называют мягкотелыми.

Пауки плетут паутину и ловят в нее добычу.У них 8 ножек и нет крыльев.Тело паука состоит из двух частей, а глаз у них целых восемь.Скорпионы паутину не плетут. Они убивают добычу ядом, который находится в хвосте.

-Каких животных называют беспозвоночными? Приведите примеры.

- Какие животные называются позвоночными? Приведите примеры

- Представители, каких групп обитают в ваших окрестностях?

Задание:

Дома вы должны были описать какое-нибудь животное по плану:

1.К какой группе относится?

2. Как выглядит?

3. Где живет?

4. Чем питается?

5. Польза от него или вред?

Чтение сочинений-описаний

4.Вступительное слово учителя и сообщение темы урока.

Разгадывание кроссворда (кузнечик, бабочка, сверчок, светлячок, стрекоза, комар, муравей, осы, пчела, муха, жук)

-Как одним словом мы можем их назвать?(Насекомые)

-О чем же мы будем говорить на уроке? ( О насекомых)

-Почему всех их называют насекомыми? По какому признаку можно отличить насекомых от других животных? В каких местах они обитают? На какие группы делятся насекомые?

-Вот на эти вопросы в течение урока мы должны будем ответить.

5. Работа над новым материалом

Рассказ учителя

Насекомые – часть живого природного мира. Это самые распространенные обитатели животного мира на Земле – их более 3 млн. видов.Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере. В классе насекомых видов больше, чем в любом другом. На люцерновом поле можно найти не менее 700 видов насекомых, а на поле, засеянном злаками, -не менее 500 видов. Во Франции, например, видов мух насчитывается больше, чем всех млекопитающих на всем земном шаре.

На языке древних греков насекомое называлось «ЭНТОМОС». Поэтому слову науку о насекомых назвали ЭНТОМОЛОГИЕЙ, а людей, которые изучают насекомых, - ЭНТОМОЛОГАМИ. Энтомологи наблюдают за жизнью насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом –как насекомые устроены.

- Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

Насекомые- это животные, у которых 6 ног , тело состоит из 3 частей::голова,грудь, брюшко.

Ещё насекомых можно назвать шестиногими.

-А паук – насекомое? (Нет). Почему? (У него 8 ножек).

-А теперь давайте потрогаем насекомых (муляжи насекомых).

- Насекомых на земном шаре очень – очень много. Обо всех на уроке невозможно рассказать. О некоторых мы узнаем подробнее.

- А некоторые расскажут сами о себе.



Выступления детей



Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.



-Бабочки – это ожившие цветы. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, зорька, лимонница.

Бабочка – лимонница живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев. - Бабочки питаются нектаром – цветочным соком, а есть такие , которые совсем не едят. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка.

Всего в мире насчитывается более 140 тыс. видов бабочек.

Божья коровка.

Точка, точка,

Два крючка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

-Маленького красного жучка с чёрными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости – «молочко». Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки.

Комар.

На лужайке у горы

Под зелёной липкой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.



Светлячок то там, то тут

Светится, как спичка,

Ищут, ищут – не найдут

Скрипку – невеличку.



На лужайке у горы

У тропы- петлички

Ищут, ищут комары

Скрипку- невеличку.



Распрощались комары

Зло и недовольно,

И, наверно, с той поры

Всех кусают больно!

Кусаются только самки – комарихи. Комар – самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и нектаром.

Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают»друг с другом.

Оса- сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком и сиропом.

Осы не умеют делать мед,и домик они строят только для выведения потомства.

Если не трогать жилище ос, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъяренные насекомые немедленно встанут на его защиту.

А знаете ли вы?

*Самое прожорливое насекомое – стрекоза.

*Самое большое насекомое – бабочка с Соломоновских острововов.Размах крыльев -30см.

* Самый маленький жук - длиной меньше 1 мм.

*Самым трудолюбивым считают муравья.

Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть, что они постоянно трудятся. Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей. Все лето они заняты тем, что запасают в своих жилищах пищу на зиму. Работая, муравьи помогают друг другу. Но не все насекомые готовятся к зиме. Давайте посмотрим.

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

-А где можно встретить насекомых зимой? (В помещении, в коре деревьев).

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

- А вы знаете, как появляется бабочка? Давайте рассмотрим схему развития бабочки.

В середине лета бабочка откладывает яйца. Она старается разместить их на тех растениях, которые полезны для нее.

Из яиц вылупляются крошечные личинки – гусеницы. Они начинают много есть и быстро расти.

В определенный момент гусеница чувствует, что пришло время измениться: она сплетает маленький кокон вокруг себя. Появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев. В это время в ней происходят изменения.

Пригреет в апреле солнышко и выберется из куколки молодая бабочка. Но в первое время она не летает. Сидит несколько часов, расправляя свои крылья. Когда они высохнут и окрепнут, она взмахивает ими и улетает.

- Вы знаете, какая бабочка появляется весной самой первой?

Крапивница(слайд)

Только пригреет весеннее солнышко, появляется бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, почему это насекомое появляется весной первым?

Если ты посмотришь рисунок, то обратишь внимание, что бабочка появляется из куколки. Большинство бабочек зимуют как куколки, и только весной из куколки появляется бабочка. А бабочка-крапивница появляется из куколки осенью, поэтому зимует уже бабочкой!

Капустница(слайд)

Не у всех насекомых бывают куколки. Например, куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая. Каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое- большое и с крыльями.

-Несмотря на то, что насекомые такие маленькие, среди них встречаются такие, которые приносят пользу растениям и людям, и те, которые вредят.

-Каких вредных насекомых вы знаете? (Тля, саранча, гусеница, муха, комар). Почему они вредные?

-А полезные насекомые? Какую пользу приносят? (пчелы, муравьи, стрекоза, божья коровка)

История о божьей коровке.

Беда обрушилась лет сто назад, в конце 19 века, на американские апельсиновые сады. Неизвестно откуда появились опасные насекомые- червецы. Они вонзали острые хоботки в веточки апельсиновых деревьев и сосали сок. Деревья стали засыхать. Быстро размножились червецы. И не было на них управы - никакие ядохимикаты не действовали. Садоводы всполошились: что делать, как спасти деревья?

Учёные предположили, что червец случайно завезён в Америку из Австралии. Но почему австралийским садам он не наносит ущерба? Наверное, потому, что в Австралии у червеца есть природные враги, которые не дают ему размножатся сверх меры.

И в Австралию отправился зоолог Альберт Кёбеле. Американцы с волнением ждали от него известий. Наконец- радостное известие! Ученый нашел врага червецов.

Им оказалась маленькая божья коровка- родолия. Ярко-красная с черным рисунком. Вскоре партия коровок прибыла в Америку. То, что произошло дальше, было похоже на чудо. Прожорливые жуки поедали червецов с удивительным аппетитом и очищали от них дерево за деревом. Некоторые садоводы плакали от радости… За один год урожай апельсинов вырос в три раза! А вскоре червец совсем исчез.

.А. Плешаков в одной из книг писал:

«Однажды сидел я у реки. Над зарослями желтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из воды, обсохли немного и… начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками». Оказывается, они делали это просто так. А зачем? Ведь стрекоз надо беречь. Почему? Да просто потому, что они красивые, а человек не может прожить без красоты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда.

-Послушайте об этом рассказ. (выступление ученика)

Стрекозы

He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых — стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху — садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

6. Закрепление

а) Чтение текста в учебнике;

б) Выполнение заданий

Задание.

Учащимся раздаются листы, на которых изображены насекомые (полезные и вредные), рядом кружки. Нужно закрасить кружок рядом с полезным насекомым – зеленым цветом, с вредным – красным,

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек.» . А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…
-Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.

Приметы:

К хорошей погоде:

-комары летают роем;

Жуки проносятся с громким жужжанием;

К ненастью:

-муравьи не спешат на работу.

7.Рефлексия по вопросам:

-Над чем ты задумался на уроке?

-Зависит ли от тебя жизнь насекомых?

- Чтобы ты посоветовал знакомым по охране насекомых?

8.Итог урока.

Выставление оценок;

Дети дают оценку своей работе

-Сегодня я работал лучше, чем вчера.

-Я мог бы работать лучше.

- Я недоволен работой.

-Вот сколько интересного вокруг нас. А сколько еще предстоит узнать

-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали. И Природа хочет поделиться с вами некоторыми секретами.

(Учитель находит конверт с надписью «Это интересно»).



Тараканы являются одними из древнейших насекомых. Они появились около 300 лет назад;

Спинка божьей коровки украшена не только точками, но и запятыми, тире, затейливым орнаментом и даже буквой «м»;

Блоха- насекомое- чемпион по прыжкам;

Насекомое «Американская цикада» живет 17 лет;

Богомол, единственное из всех насекомых, которое способно повернуть голову и посмотреть «через плечо».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по познанию мира "Кто такие насекомые?"

Автор: Полюшко Виктория Викторовна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока: Многообразие животных. Осторожность при обращений с животными."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_mnoghoobraziie_zhivotnykh_ostorozhnost_pri_obrashchienii_s_zhivo"
    ["file_id"] => string(6) "374000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482866644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по познанию мира "Среда обитания животных. Насекомые." "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-srieda-obitaniia-zhivotnykh-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "117466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412791899"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока  по познанию мира "Насекомые. Рыбы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-nasiekomyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "170974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423622548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по познанию мира на тему: Птицы весной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-ptitsy-viesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "239331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства