Организационный момент. Психологический настрой. Прозвенел звонок, Начался урок. Я желаю вам, Чтоб пошел он впрок – Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, улыбнитесь, улыбнитесь мне, друг другу. - Выдохните неудачу. Вдохните свежесть зимнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее. -Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, нового о жизни животных зимой. (Слайд 1) II. Актуализация ранее полученных знаний. Животных очень много, и они очень разные, но их можно разделить на классы. А хорошо ли вы знаете классы животных. ( Повторение классов животных) (Слайд 2) Работа в группах. У каждой группы карточки с названиями животных. Задание: определить к какому классу они относятся и перечислить признаки данного класса. На карточках названия животных:
1. Дрофа, курица, цапля, дятел, чайка. 2. Волк, медведь, белка, корова, собака. 3. Окунь, щука, карась, сом, ерш. 4. Лягушка, жаба, тритон, саламандра. 5. Змеи, ящерица, черепаха, крокодил. 6. Комар, стрекоза, муравей, кузнечик, божья коровка. -Какие животные встречаются в ВКО, к какому классу их можно отнести? ИТОГ:- Вы хорошо научились классифицировать животных, а теперь давайте узнаем как некоторые из них зимуют.
III. Повторение. Загадка: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) (Слайд 3) - Сегодня на уроке мы с вами, не покидая классного кабинета отправимся в зимний лес. -Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года. (Слайд 4) а) Народные приметы. (Слайд 5) Слайд 6,7,8,9. Сильно блестят звёзды зимой - к морозу. (Слайд 10) Воробьи дружно расчирикались - к оттепели. (Слайд11) Дым столбом - к морозу. (Слайд 12) Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу. (Слайд 13) Первый снег за сорок дней до зимы выпадает. (Слайд 14) -В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Слайд 15,16,17) Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна -Хорошо прогуляться зимним днём в лесу! – А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (зверей и птиц белка, заяц, лиса, волк). 2- Итак, мы в лесу. Нас встречает зимний лес. Полный сказок и чудес. (Слайд 18, 19) - И кого же мы увидим первым? Отгадайте Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) (Слайд 20) -Давайте подслушаем разговор синички и белочки и узнаем как зимует белка. Инсценировка «Синица и Белка». - Ты чего, белка, из гнезда не выходишь? - Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить. Обычно же я выхожу примерно на два часа. Потом снова прячусь в гнездо. В холодную погоду я сплю 20—22 часа в сутки. У меня красивый и тёплый мех. Свернусь пушистым клубочком, пушистым хвостом накроюсь и сплю. - А чем же кормишься? - А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь. А при тёплой погоде на кормёжке задерживаюсь дольше и больше прыгаю. Вот так я и зимую! - Итак, как же зимует белочка? (ответы детей) (Слайд 21, 22, 23, со звуком) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся.. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд (24, 25, 26, 27, 28, со звуком) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) (Слайд 29) -Ребята, к нам в гости пришла лиса, она расскажет , как тяжело ей приходится зимой. Лиса: Я зимы не боюсь: В шубу теплую ряжусь, Хвост красивый какой - Он мне нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает, Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. -Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Верно. (Слайд 30) -Мои ноги обрастают густой шерстью, я как будто в валенках. И всё таки зима самое тяжёлое для меня время. Зимой я мышкую — мышей ловлю. Встаю на пенек, чтобы подальше было видно, и слушаю, и слушаю, и смотрю: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышу, замечу — кинусь. Готово, попалась мышь в зубы. Иногда охочусь на зайцев. От непогоды и врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Во время сильных метелей и непогоды я ищу убежище, сворачиваюсь клубком и прикрываюсь хвостом. Вот так я и зимую. Учитель: Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. (Слайд 31)Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 32) –Где живет заяц? Чем он питается? У зайца зимой исчезла обычная пища- листья растений, и он переключается на другую: кору, веточки, сухую траву и чуть- чуть хвою. Серую летнюю шубку заяц меняет на белую и более теплую. В белой шубе заяц малозаметен на снегу. Трудно передвигаться по снегу, но заяц имеет лапы, приспособленные к снегу, он наступает задними лапами на снег не кончиками лап, как все звери, а поллапой- большой площадью и проваливается не сильно.
А сейчас послушайте разговор Зайца и Сороки и скажите, чем же питается Заяц. Сценка «Сорока и Заяц» (2 ученика) -Заяц белый, куда бегал? -На деревню. -Для чего? -Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти. -и нашел? -Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие! -А теперь ты куда? -Осинку глодать.(Слайд 33)
Учитель: У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. (Слайд 34) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) (Слайд 35) Зимой выходят на охоту волки. -Это крупный хищник. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных -Чем питается волк? (Мясом других животных) -Послушайте сообщение о волке и ответьте на вопросы: Интересная справочная информация ( рассказывает раньше подготовленный ученик) (Слайд 36, 37) — Волк — это сильный, умный, неутомимый зверь. Средняя масса 30-30 кг. Он может долго голодать. Если волк очень голодный, то может съесть сразу до 10 кг мяса. Кроме больших животных, волк ест много грызунов. Основная добыча — это копытные, дикие и домашние животные. Волки живут семьями. Если охотится пара волков, то часто один из них караулит добычу в засаде, а второй ее загоняет. Охотясь зимой, они стараются загнать косуль или оленей на голый лед или, наоборот, в глубинный снег, где им легче настигать жертву. В поле, на лесных лужайках в поисках пищи бегают зайцы, лисицы, мыши. — Чем они питаются? V. Работа по учебнику Перестали вылетать из ульев пчелы.(Слайд 38) Исчезли мухи и осы. Муравьи ушли в свои подземные убежища и наглухо закрыли входы и выходы муравейника. (Слайд 39) Рыбы собираются в стаи, их путь лежит в глубину водоема. Зимой рыбы в глубоких подводных. (Слайд 40) Змеи зимуют под корнями деревьев, зарываются в сухую траву, листья, заползают в норы и впадают в зимнюю спячку. (Слайд 41) Под корой дерева прячутся бабочки. (Слайд 42) Зеленые и серые жабы зимуют на суше, зарывшись в рыхлую почву под камнями. Прудовые лягушки зимуют в воде, зарывшись в ил. Самая крупная озерная лягушка перебирается в более глубокие участки водоема. (Слайд 43) Тритоны почувствовав конец теплу, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную подстилку, зарываются в ил на дне водоемов и рек. Они остаются неподвижными и холодными до самой весны. (Слайд 44) Летучие мыши на зиму забираются в подвалы, погреба. Цепляются крючковатыми коготками задних ног за что-нибудь и висят вниз головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями. (Слайд 45) Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись друг к другу. (Слайд 46) ВЫВОД: - Как животные готовятся к зиме? (Слайд 47) -Как человек может помочь животным перезимовать? (Слайд 48)
VI. Итог урока Работа по карточкам в группах (дописать) Как животные зимуют Зимой ищет пищу……… (заяц, лось…) Зимой охотится …… (лиса, волк) Питается заготовленными запасами…… (белка) Спит…… (медведь, барсук, еж) Зарылись на дне водоёма …… (лягушка, жаба ) Спрятались в коре деревьев (жуки…) VII. Закрепление. Чтение стихотворения Солнце землю греет слабо, Осторожная лисица По ночам трещит мороз. Подошла к ручью напиться, Во дворе у снежной бабы, Наклонилась, а вода Побелел морковный нос. Неподвижна и тверда. Под березой на пригорке, У косого нет берлоги, Старый еж устроил норку, Не нужна ему нора: А под листьями лежат, От врагов спасают ноги, Два молоденьких ежа. А от голода – кора. Белка спряталась в дупло, Под корягой в буреломе В нем и сухо и тепло. Спит медведь, как будто в доме Запасла грибов и ягод, Положил он лапу в рот Столько, что не съесть за год. И, как маленький, сосет. VIII. Рефлексия ( Слайд 49) |