Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы х, Х; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; рисуют узор безотрывно; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; дополняют предложение словом, закодированным в схеме-модели; используют заглавную букву в именах собственных; списывают с печатного текста.
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – проводят слого-звуковой анализ слов со звуком х, выделяют признаки предложения.
Основное содержание темы, понятия и термины: строчная, заглавная (большая, прописная), печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов, звук х, буквы Х, х, предложение, заглавная буква в именах собственных
Оборудование: снежинки с буквами, презентация, слово хлебороб, пословица- у страха глаза велики, электронная физминутка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока | Долгожданный звонок - Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: ручка и тетрадка. - Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране письма, где мы учимся писать как? | Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Красиво, правильно, аккуратно |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | — Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. — Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные. - Найдите лишнюю букву? - По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? - скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков? - какую букву вы научились писать на прошлом уроке? - Откройте прописи на с. 16. Определим цели нашего урока, чему научимся? | Психологический настрой на урок Буква Х Гласные буквы При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные — нет). - строчную х заглавную букву Х, учиться писать слоги с новой буквой, новые слова |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности А) пальчиковая гимнастика | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику (на левой руке) 1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять. Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец). Этот- гриб нашёл (безымянный). Этот- чистил (средний). Этот- жарил (указательный). Этот –ел. Оттого и растолстел.(большой) (на правой руке) Этот пальчик- мамочка. (мизинец) Этот пальчик- папочка (безымянный). Этот пальчик- бабушка(средний). Этот пальчик – дедушка (указательный). Этот пальчик –Я(большой). Вот и вся моя семья! | Выполняют пальчиковую гимнастику и движения за учителем |
Б) правила посадки за столом во время письма | - Проверяем посадку, правила обращения с ручкой(проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами) | |
В) знакомство с написанием заглавной буквы Х | - Давайте вспомним, на что похожа буква Х? Ха- на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь-режешь, Хочешь-шьешь, Хочешь- сам себя стрижешь. - Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х». - Чем они похожи? Чем отличаются? - Сколько элементов в заглавной букве Х? - Назовите эти элементы. - Рассмотрите образец написания заглавной буквы Х (объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» на доске мелом) - Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Закругление, рука пошла вниз на нижнюю линию рабочей строки, закругление, не отрывая руки вернись по написанному вверх, закругление, вернись на нижнюю линию рабочей строки – закругление. Заканчиваем на середине строки. Еще раз вместе со мной прописываем в воздухе: И раз и и и и два и | |
4. Работа в прописи. Письмо буквы Х, узора | - Посмотрим образцы написания буквы Х в прописи. - Для чего нужны стрелки? - Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания. - Обведите элементы буквы Х. -Обведите узор безотрывно, самостоятельно выполните узор по образцу. - А теперь под счет про себя пропишем заглавную букву «Х» в 1 рабочей строке. Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии. Не забывайте сравнивать с образцом. | Стрелки показывают направление движения руки. Выполняют письмо элементов буквы, узора, буквы Х |
5. Физминутка | -Игра. Если вы услышите в словах новые звуки [Х ] – [ Х’], то вы хлопайте в ладоши, а если нет - то топайте ногами. Будьте внимательны! ХОР, стол, МЕХ, дом, окно, САХАР, пенал, МУХИ, дверь, УХА, ХОМЯК, ручка, ХУЛИГАН. | |
6. Письмо слогов | - Прочитаем слоги хором. - Скажите какое соединение в этих слогах? - Напишите слоги, обращая внимание на соединение букв | Читают слоги, пишут Хо – нижнее, Хи – верхнее, Ху - верхнее |
7. Закрепление знаний и способов действий А) Правописание имени. Слого- звуковой анализ слова | - Прочитайте слово на 3 строке. - Почему это слово написано с большой буквы? Напишите имя на свободной части строки - Прочитайте предложение. - На что вы обратили внимание? - Какое слово соответствует данной схеме? - Выполните звуко- слоговой анализ слова. - Запишите имя дедушки вместо точек | Читают - Это имя Слово заменено схемой - Харитон Анализируют слово |
Б) Работа с предложением | Продолжаем знакомиться с дедушкой Харитоном. - Прочитайте следующее предложение. - Какое слово в этом предложении заменяет слово дедушка? Сколько слов в этом предложении? - Напишите предложение. Сначала прочитайте первое слово. Пишем в свободной строке, диктуя себе проверяем. -Прочитаем второе слово, диктуя его себе пишем, проверяем. - Прочитайте следующее предложение, записываем его в следующей строке. - Прочитайте предложение на последней строке. - Какой шрифт здесь используется? - Спишите с печатного шрифта письменными буквами - Объясните, кто такой хлебороб? | Читают. Он Печатный Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец |
Физминутка для глаз | Электронная физминутка для глаз Снежинки | |
Работа в прописи. Элементы букв. | Пропись с. 17 - Рассмотрите образцы написания элементов букв. - Назовите и покажите, элементы каких букв здесь написаны. - Что обозначают стрелки? -Обведите элементы букв. -Какие буквы нужно вписать в квадрат? - Впишите буквы в квадрат - Обведите бордюрные узоры безотрывно. | Ж, ж, С, с, о, н, л, х |
Письмо сочетания букв Хх | - Рассмотрите образцы написания сочетания букв Хх. - Допишите их на 1 строке. Помните: буквы надо писать на одинаковом расстоянии | |
Звуко-слоговой анализ слов | - Прочитайте слова. Выполните слого-звуковой анализ слов сухой, тихий - Напишите эти слова | |
Слова с противоположным значением | - Прочитайте пару слов на 4 строке. Что вы можете о них сказать? - Прочитайте следующие два слова и подберите к ним противоположные по значению слова. | Слова, противоположные по значению Плохой, громкий |
Работа с предложением | _ прочитайте предложение. Какой шрифт здесь используется? Спишите с печатного текста письменными буквами. У страха глаза велики. | Объяснить смысл этого предложения Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так. |
Анаграмма | - Прочитайте слово на нижней строке. Что оно означает? - Какой шрифт использован? Разгадайте анаграмму - Выполните слого- звуковой анализ слова. Вместо точек напишите слово хор письменными буквами - С какой буквы вы будете писать имя? | Имя Хор С заглавной |
Подведение итога урока предложением, в котором учащиеся досказывают слова: | - Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова: « Я сегодня на уроке научился (лась) | |
Рефлексия | Вначале урока у нас были буквенные снежинки, а сейчас я вам предлагаю взять снежинки настроений и выбрать ту, которая соответствует вашему настроению к концу урока. | |