Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этики.
Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этики.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ
Стихи для детей
Москва
Нежданный гость
В дом ко мне явился гном.
Колпачок смешной на нём
С колокольчиком из меди.
Оказалось, мы – соседи.
– Здравствуйте, - сказал он мне.–
Я сосед ваш. Извините,
Вы, я слышал, сочинитель?
Я пришёл пожаловаться,
Помощи просить:
Возьмитесь вы, пожалуйста,
Книжку сочинить.
У меня есть гном-сынишка,
Непослушный он мальчишка.
Я его учу, учу,
А он хнычет:
– Не хочу!
У него понятья нет.
Что такое ЭТИКЕТ.
Напишите детям
Непослушным этим.
Я за вашу книжку дома
Усажу сынишку-гнома.
Мы хотя и гномы,
Но с книжками знакомы.
И будут в каждом домике
Воспитанные гномики!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этики. »
Основы светской этики
РТ Альметьевский район с.Ямаши
МБОО Ямашинская СОШ
Соловьева Ольга Николаевна
Урок № 22 «Этикет»
Цели:
способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета
1.Орг.момент
2.Целевая установка.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ Стихи для детей Москва Нежданный гость В дом ко мне явился гном. Колпачок смешной на нём С колокольчиком из меди. Оказалось, мы – соседи. – Здравствуйте, - сказал он мне.– Я сосед ваш. Извините, Вы, я слышал, сочинитель? Я пришёл пожаловаться, Помощи просить: Возьмитесь вы, пожалуйста, Книжку сочинить. У меня есть гном-сынишка, Непослушный он мальчишка. Я его учу, учу, А он хнычет: – Не хочу! У него понятья нет. Что такое ЭТИКЕТ. Напишите детям Непослушным этим. Я за вашу книжку дома Усажу сынишку-гнома. Мы хотя и гномы, Но с книжками знакомы. И будут в каждом домике Воспитанные гномики! * * * Он сказал «СПАСИБО» мне, После – «ДО СВИДАНИЯ!» Я остался в тишине Выполнять задание. И не гаснет третью ночь Лампа в кабинете: Гному я спешу помочь, Пишу об ЭТИКЕТЕ.
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет!
3.Изучение нового материала.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научиться следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят. Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому –этикет. Какое слово по звучанию оно вам напоминает?(этикетка)
Этикетка информирует нас о предмете. Это маленький представитель вещи. И от того, кок нам понравится этот “полномочный посол”, во многом зависит наше отношение к его хозяину, то есть к самой вещи. Этикет – это …:
Учитель обращает внимание учеников на таблицы с определениями.
1. … – это ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения церемонии. 2. … – это соглашение между людьми о том, что принято в обществе, а что не принято, что является правильным, а что неправильным, какие манеры хорошие, а какие – плохие. 3. … – это форма общественного контроля поведения каждого человека.
Слово «этикет» в переводе с французского обозначает «ярлык, этикета, порядок проведения какой-то церемонии». Этикет – это установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-то обществе.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет собой совокупность словесных (только ли?) форм учтивости, вежливости, т.е. То, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.
Но с каждым человеком нужна своя линия поведения.
Попробуем вместе решить, какая именно.
Я буду называть качества характера и поведения человека, а вы вносите предложения, как вести себя в этой ситуации.
-С подозрительным человеком мы ведём себя …
(осторожно)
-С капризным …
(игнорируем капризы и ведём себя очень спокойно)
-С хвастливым …
( иронией)
- С застенчивым …(доверительно)
Каждый из нас пользуется такими прекрасными “волшебными “словами русской речи, как “здравствуйте “, “спасибо “, “извините “, “пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “волшебные “слова позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным?
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА Четыре волшебные слова – ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, Звучат они очень красиво: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО
Давайте прочитаем рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» и попробуем понять силу «волшебных слов».
- кто главные герои?
- как вёл себя Павлик в начале рассказа?
- как к нему относились родные?
- кто преподал ему урок этикета?
- что изменилось в поведении мальчика?
- какое волшебное слово он говорил?
- как теперь к нему стали относиться родные?
можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски.
Попробуйте ещё раз сказать слово “Пожалуйста “с оттенком:
равнодушия; радости; злости; ехидства; уважения.
- как Павлик произносил это слово?
- какой вывод мы можем сделать для себя на примере героя?
4.Подведение итога.
Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры.