kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОАУ "СОШ №35 г. Орска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по ОРКСЭ  "Золотое правило нравственности" в 4 классе.

Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы начальной ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

 Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)познавательные УУД;

- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формировать умение взаимодействия в статичных группахкоммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

-   раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,

- рассмотреть семейные ценности в православной, иудейской, исламской и  буддийской семьях

-   обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,

-   воспитывать уважение к членам своей семьи.

Просмотр содержимого документа
«МОАУ "СОШ №35 г. Орска"»

Модуль

Основы светской этики

Урок № 20

Золотое правило нравственности

Автор

Юрьева Рушана Шамильевна, учитель МОАУ «СОШ № 35 г. Орска».


Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.


Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)познавательные УУД;

- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формировать умение взаимодействия в статичных группахкоммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,

- рассмотреть семейные ценности в православной, иудейской, исламской и буддийской семьях

- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,

- воспитывать уважение к членам своей семьи.


Используемые учебники и учебные пособия:

- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Семья и религия», минусовка песни «Моя семья».

Интернет ресурсы: religion.rsuh.ru; www.nrgstyle.ru; madrasah.ru; shmaisrael.nnm.ru.

Основные понятия: «семья», «семейные ценности».


План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

Ход занятия


І. Актуализация опорных знаний.

Слайд № 1.

Не нужен и клад, коли в … лад.

Учитель: Ребята, угадав пропущенное слово, вы узнаете тему сегодняшнего занятия.

Ученик: Тема занятия «Семья». (На слайде появляется слово «семья»).

Слайд № 2.

(Фотографии святых мест разных религий, на их фоне название темы урока.)

Слайд № 3. Тема «Семья».

Цель: знакомство с тем, как традиционные религии России относятся к семье.

Задачи:

● выяснить, что означает слово «семья»

  • узнать, какое значение имеет семья в иудаизме, исламе, буддизме, православии.

  • понять, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей.

  • составить семейные заповеди

II. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы понимаете слово «семья»? Почему говорят «семья – это 7 Я ?

(Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.)


Слайд № 4.

* Это группа живущих вместе близких родственников;

* Объединение людей, сплочённых общими интересами.

(Запись в тетрадь)


- Семья - это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.


-Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?


- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.


Учитель: Почему же возникла необходимость жить семьёй?

(Дети предлагают варианты ответов.)


Учитель: Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие маленькие. Семьи все разные. Наша Оренбургская область, как и наша страна многонациональная. На ее территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши и многие другие. В нашем классе учатся ребята и из православных семей, и из мусульманских.


- А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.


III. Диалог по проблеме « Культурные семейные традиции»

(Учащиеся рассказывают о своей семье, показывают фотографии)


Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.


- Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?

Слайд № 5.


ІV. Знакомство с басней Толстого Л.Н.

Учитель: В литературе разных народов есть немало художественных произведений, рассказывающих о взаимоотношениях в семье. Сегодня мы прочитаем басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». (Используется прием «Чтение со стопами»).

Слайд № 6.

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». (Басня).

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка давали ему обедать за печкой. Один раз он уронил чашку и разбил ее. Невестка стала бранить деда и сказала, что теперь она ему давать обедать в лоханке.

*Лоханка – деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, для помоев.

Слайд № 7.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их что-то делает из дощечек. Отец спросил: «Что это ты делаешь, Миша?»

Учитель: Ребята, как вы думаете, что сказал Миша?

Слайд № 8.

А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Учитель: Как, по-вашему, заканчивается басня?

Слайд № 9.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.



V. Обсуждение.

Слайд № 10.

  1. Какие чувства вызвала у вас басня?

  2. Над чем заставила задуматься?

  3. Какова мораль басни?

Слайд № 11.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

(Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37, 39).

Учение христианской церкви.

Не делай ближнему то, что неприятно тебе.

Иудейский закон.

Слайд № 12.

Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.

Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей.

Слайд № 13

Учитель: Сегодня мы познакомимся с семьей в православии, исламе, буддизме и иудаизме.

Слайд № 14

VІ. Практическая работа. Работа в группах.

Учитель: Какое значение имеет семья в православии в исламе, буддизме и иудаизме мы узнаем из учебника.

Слайд № 15

Учитель: Прочитайте материал, помещенный на карточках и в учебнике на с. 74-75. Найдите ответы на вопросы:

1 группа

*Почему в Православии семью называют малой Церковью?

*Как должны жить люди в христианских семьях?

2 группа

*Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа

*Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа

*В чём состоит значение брака в буддизме?

( Работа в группах.)


Семья в исламской религиозной культуре.


Что значит дом для мусульманской семьи? Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным.

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.


Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.


Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей.





Семья в иудейской религиозной культуре.


Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.


Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».






Семья в буддистской религиозной культуре.


Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха.


Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.


Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям


Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.



Семья в христианской культуре.


В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".


VІІ. Выступления учащихся по группам.

Слайд № 16

1 группа «Семья в Православии»

Первый ученик: Почему в православии семью называют малой Церковью?

Слайд № 17.

Второй ученик: Как должны жить люди в христианском браке?

Слайд № 18 - 19

Третий ученик: Какая из заповедей говорит об отношении между детьми и родителями?

Слайд № 20

2 группа «Семья в Иудаизме»

Слайд № 21.

Фотографии: семья в иудаизме



3 группа «Семья в Исламе»

Слайд № 22 – 23.



4 группа «Семья в буддизме».

Слайд № 24-26



Учитель: Выберите из текста слова, словосочетания, характеризующие семью, и создайте кластер со словом «семья».

Слайд № 27



Учитель: Ребята! Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? ( Ценность - важность, значимость, полезность. Семейные ценности – то, что значимо, важно для семьи)

Слайд № 28.

VІІІ. Физкультминутка


- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте.


Учитель: Как вы думаете, что нужно, чтобы в любой семье царили мир и согласие?

( Учащиеся предлагают свои варианты)


ІX. Притча о ладной семье (китайская притча)

Учитель: Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос. ( Тихо звучит мелодия)

Слайд № 29

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Слайд № 30

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.


Слайд № 31

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Слайд № 32

Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».



Учитель: Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?

Слайд № 33


Учитель: Предлагаю вам составить правила, которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью. (После предложенных вариантов ответов, читают : )

Слайд № 34

- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

- Уважай старость.

- Дари радость членам своей семьи.


X. Творческая мастерская

- Напишите пожелания своим близким.

( Учащиеся на листочках в виде сердечек пишут пожелание членам своей семьи)

XІ. Итоговая рефлексия.

Учитель: Давайте, подведем итог нашим размышлениям.


Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья всех людей на земле. А отсюда возникает простое правило: любя свой народ, уважая его язык, историю, религию, традиции, будь уважителен к традициям, семейным ценностям, обычаям представителей разных религий и народов.

Учитель: Так что же такое семья?

Продолжите предложение «Для меня семья – это…»

( Высказывания учащихся)


Ученик читает стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


- Предлагаю спеть песню «Моя семья»

( Исполнение песни учащимися)

XІІ. Домашнее задание по выбору.

Слайд № 35

  1. Напишите синквейн со словом «семья».

  2. Составьте правила счастливой семьи.

  3. Напишите, о каких семейных ценностях вы узнали.



XIII. Внеурочная деятельность

  • Праздник «Мама, папа, я – счастливая семья»

  • Фотовернисаж «Наша дружная семья»

  • Конкурс сочинений «Семья основа всего»





























Приложение.

Слова песни « МОЯ СЕМЬЯ»


Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…


Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливей всех на этом свете!

Припев



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МОАУ "СОШ №35 г. Орска"

Автор: Юрьева Рушана Шамильевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403261919"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "107470"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262411"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по литературному чтению. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423248620"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства