Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" в 4 классе.
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы начальной ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- рассмотреть семейные ценности в православной, иудейской, исламской и буддийской семьях
Просмотр содержимого документа
«МОАУ "СОШ №35 г. Орска"»
Модуль
Основы светской этики
Урок № 20
Золотое правило нравственности
Автор
Юрьева Рушана Шамильевна, учитель МОАУ «СОШ № 35 г. Орска».
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии –регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- рассмотреть семейные ценности в православной, иудейской, исламской и буддийской семьях
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Семья и религия», минусовка песни «Моя семья».
Интернет ресурсы: religion.rsuh.ru; www.nrgstyle.ru; madrasah.ru; shmaisrael.nnm.ru.
Основные понятия: «семья», «семейные ценности».
План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
Ход занятия
І. Актуализация опорных знаний.
Слайд № 1.
Не нужен и клад, коли в … лад.
Учитель: Ребята, угадав пропущенное слово, вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Ученик: Тема занятия «Семья». (На слайде появляется слово «семья»).
Слайд № 2.
(Фотографии святых мест разных религий, на их фоне название темы урока.)
Слайд № 3. Тема «Семья».
Цель: знакомство с тем, как традиционные религии России относятся к семье.
Задачи:
● выяснить, что означает слово «семья»
узнать, какое значение имеет семья в иудаизме, исламе, буддизме, православии.
понять, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей.
составить семейные заповеди
II. Постановка проблемы.
Учитель: Как вы понимаете слово «семья»? Почему говорят «семья – это 7 Я ?
(Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.)
Слайд № 4.
* Это группа живущих вместе близких родственников;
* Объединение людей, сплочённых общими интересами.
(Запись в тетрадь)
- Семья - это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
-Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
Учитель: Почему же возникла необходимость жить семьёй?
(Дети предлагают варианты ответов.)
Учитель: Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие маленькие. Семьи все разные. Наша Оренбургская область, как и наша страна многонациональная. На ее территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши и многие другие. В нашем классе учатся ребята и из православных семей, и из мусульманских.
- А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.
III.Диалог по проблеме « Культурные семейные традиции»
(Учащиеся рассказывают о своей семье, показывают фотографии)
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
- Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
Слайд № 5.
ІV. Знакомство с басней Толстого Л.Н.
Учитель: В литературе разных народов есть немало художественных произведений, рассказывающих о взаимоотношениях в семье. Сегодня мы прочитаем басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». (Используется прием «Чтение со стопами»).
Слайд № 6.
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». (Басня).
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка давали ему обедать за печкой. Один раз он уронил чашку и разбил ее. Невестка стала бранить деда и сказала, что теперь она ему давать обедать в лоханке.
*Лоханка – деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, для помоев.
Слайд № 7.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их что-то делает из дощечек. Отец спросил: «Что это ты делаешь, Миша?»
Учитель: Ребята, как вы думаете, что сказал Миша?
Слайд № 8.
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Учитель: Как, по-вашему, заканчивается басня?
Слайд № 9.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
V. Обсуждение.
Слайд № 10.
Какие чувства вызвала у вас басня?
Над чем заставила задуматься?
Какова мораль басни?
Слайд № 11.
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
(Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37, 39).
Учение христианской церкви.
Не делай ближнему то, что неприятно тебе.
Иудейский закон.
Слайд № 12.
Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.
Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей.
Слайд № 13
Учитель: Сегодня мы познакомимся с семьей в православии, исламе, буддизме и иудаизме.
Слайд № 14
VІ. Практическая работа. Работа в группах.
Учитель: Какое значение имеет семья в православии в исламе, буддизме и иудаизме мы узнаем из учебника.
Слайд № 15
Учитель: Прочитайте материал, помещенный на карточках и в учебнике на с. 74-75. Найдите ответы на вопросы:
1 группа
*Почему в Православии семью называют малой Церковью?
*Как должны жить люди в христианских семьях?
2 группа
*Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа
*Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа
*В чём состоит значение брака в буддизме?
( Работа в группах.)
Семья в исламской религиозной культуре.
Что значит дом для мусульманской семьи? Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным.
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха.
Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Семья в христианской культуре.
В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви.
В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей.
Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".
VІІ. Выступления учащихся по группам.
Слайд № 16
1 группа «Семья в Православии»
Первый ученик: Почему в православии семью называют малой Церковью?
Слайд № 17.
Второй ученик: Как должны жить люди в христианском браке?
Слайд № 18 - 19
Третий ученик: Какая из заповедей говорит об отношении между детьми и родителями?
Слайд № 20
2 группа «Семья в Иудаизме»
Слайд № 21.
Фотографии: семья в иудаизме
3 группа «Семья в Исламе»
Слайд № 22 – 23.
4 группа «Семья в буддизме».
Слайд № 24-26
Учитель: Выберите из текста слова, словосочетания, характеризующие семью, и создайте кластер со словом «семья».
Слайд № 27
Учитель: Ребята! Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? ( Ценность - важность, значимость, полезность. Семейные ценности – то, что значимо, важно для семьи)
Слайд № 28.
VІІІ. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте.
Учитель: Как вы думаете, что нужно, чтобы в любой семье царили мир и согласие?
( Учащиеся предлагают свои варианты)
ІX. Притча о ладной семье(китайская притча)
Учитель: Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос. ( Тихо звучит мелодия)
Слайд № 29
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Слайд № 30
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Слайд № 31
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Слайд № 32
Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
Учитель: Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?
Слайд № 33
Учитель: Предлагаю вам составить правила, которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью. (После предложенных вариантов ответов, читают : )
Слайд № 34
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
X. Творческая мастерская
- Напишите пожелания своим близким.
( Учащиеся на листочках в виде сердечек пишут пожелание членам своей семьи)
Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья всех людей на земле. А отсюда возникает простое правило: любя свой народ, уважая его язык, историю, религию, традиции, будь уважителен к традициям, семейным ценностям, обычаям представителей разных религий и народов.