Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Храм"»
Конспект урока
по основам религиозных культур
и светской этики
«Храм»
Подготовила
учитель начальных классов:
Громова Г.Н.
Тема: Храм
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Предполагаемые результаты
Предметные: знание устройства православного храма и его назначение; понимание смыслосодержания и значения слов православной культуры.
Метапредметные: овладение навыками работы в группе; развитие речевых способностей; умение аргументировать свое мнение, анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение, умение слушать и принимать позицию другого.
Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, ноутбук, презентация, карточки с планом работы в группах, лист самооценки, подборка фотографий храмов города Гагарин.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке «Основы православной культуры»
Звучит звон колоколов
- Этот звон, возможно, поможет нам открыть загадку нашего урока.
О чём пойдет речь и какова тема урока, я попрошу определить вас самих. Я уверена, у вас всё сегодня получится!
Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока.
- Прочитайте хором буквы:
ДОБРО ОНЪ МЫСЛЕТЕ
БУКИ ОНЪ ГЛАГОЛЬ АЗЪ
- Что это за особые буквы? (буквы церковно-славянской азбуки)
- Кто автор этой азбуки? (Кирилл и Мефодий)
- Здесь зашифрованы слова – название темы нашего занятия: первое слово в верхней строке, второе – в нижней. Церковно-славянский вариант букв замените буквами современными. Попробуйте расшифровать тему урока.
- Дом Бога
- Кто знает, какое название этот дом имеет? (Храм)
- А что это слово обозначает? (Здание)
- Попробуйте дать определение слову «храм».
(учащиеся дают определения слову «храм»)
(- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.- В храме много икон.)
- Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
- Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Тема нашего урока «Храм»(слайд 1)
Встали в круг, взявшись за руки.
- А что ты ожидаешь от этого урока? Мне, например, хочется общаться с вами, …
( по кругу взявшись за руки дети проговаривают)
- Итак, на уроке мы поговорим об
Устройстве храма,
Назначении храма,
Правилах поведения в храме ( слайд 2)
Изучение нового материала.
Учитель читает стихотворение:
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле. (слайд 3)
- На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.
- 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя.
Кижи. Карелия. (слайд 4)
- Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси – Кирилл. (слайд 5)
- Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полёта, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля. Это означает, что храм, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни. (слайд 6)
Физкультминутка «Свеча»
Виртуальная экскурсия в храм.
- Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в православный храм нашего города. (слайд 7)
- Посмотрите на слайд. Кто знает, как называется этот храм? ( храм Казанской иконы Божий Матери)
Сообщение ученика о храме.
- Обратите внимание на внешний вид храма.
- Чем храм отличается от всех остальных зданий? (есть купол, на котором находится крест)
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы)
- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы церкви – Иисуса Христа. Часто на храме бывает не одна, а несколько глав.
- Сколько куполов вы видите? ( 5 глав)
Что символизирует это количество куполов? (Символизирует Иисуса Христа и четырёх Евангелистов)
- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Возле нашего храма колокольни нет, её взорвали во время Вов.
- Вот так выглядел храм в 18 веке. Здесь мы видим колокольню. (слайд 8)
- Благовещенский собор (старое фото и современное) (слайд 9)
- А это храм Вознесения Господня с колокольней. (слайд 10)
- Сейчас колокольный звон созывает верующих на молитву, к богослужению, возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.
- Послушаем колокольный звон. Физминутка на релаксацию.
- Продолжим нашу экскурсию
- Небольшая площадка у входа в храм называется паперть. (слайд 11)
- Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
- Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
- Храм, в котором мы находимся называется храм Казанской иконы Божий Матери , значит почитаемая здесь икона «Казанская Богоматерь» (слайд 12)
Ознакомительное чтение
1. -Что такое икона? Учебник с. 49
2. - Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете? Учебник с. 50 (2 абзац снизу)
- Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
(слайд 13)
- Целая стена из икон называется иконостас. (слайд 14)
- В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Ознакомительное чтение вслух
Учебник с. 51 последний абзац
- Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники (слайд 15)
4. Закрепление изученного
- Мы познакомились с внутренним и внешним устройством храма. Предлагаю отгадать загадки.
1) Загадки о храме (презентация)
2) Работа в группах.
Задание: рассмотреть фотографии храмов города Гагарин и подготовить сообщения по предложенному плану:
1. Внешний вид храма( какую форму имеет строение, цвет, количество куполов и их форма)
2. Внутреннее устройство храма.
3. Зачем люди приходят в храм?
- Итак, посмотрите на храмы нашего города. Все они разные, но в тоже время похожи.
- Чем похожи? (купола, на куполах крест)
-Чем отличаются храмы?
- А для чего люди ходят в храм?
- В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
- В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.
Театрализация
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи
5. Оценка деятельности учащихся на уроке
Лист самооценки.
- На сколько активно каждый из вас работал на уроке:
Принял активное Участвовал в работе слушал происходящее
участие в работе по мере своих возможностей на данном уроке
6. Итог урока
- Итак, какова была тема урока?
- Какие цели ставили?
- Достигли или нет?
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека.
-Чему люди учатся, приходя в храм?
-Приходя в храм, люди учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе.
Дети встали в круг. У учителя в руках зажженная свеча.
- Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Рефлексия. Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения: