kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ "Храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети совершают вертуальную экскурсию в православный храм. Знакомятся с устройством храма, его назначением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Храм"»











Конспект урока

по основам религиозных культур

и светской этики

«Храм»





Подготовила

учитель начальных классов:

Громова Г.Н.

















Тема: Храм

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Предполагаемые результаты

Предметные: знание устройства православного храма и его назначение; понимание смыслосодержания и значения слов православной культуры.

Метапредметные: овладение навыками работы в группе; развитие речевых способностей; умение аргументировать свое мнение, анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение, умение слушать и принимать позицию другого.

Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, ноутбук, презентация, карточки с планом работы в группах, лист самооценки, подборка фотографий храмов города Гагарин.

Предварительная подготовка: выучить стихи, подготовить сообщение.































  1. Оргмомент.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке «Основы православной культуры»

Звучит звон колоколов

- Этот звон, возможно, поможет нам открыть загадку нашего урока.

О чём пойдет речь и какова тема урока, я попрошу определить вас самих. Я уверена, у вас всё сегодня получится!

  1. Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока.

- Прочитайте хором буквы:

ДОБРО ОНЪ МЫСЛЕТЕ

БУКИ ОНЪ ГЛАГОЛЬ АЗЪ


- Что это за особые буквы? (буквы церковно-славянской азбуки)

- Кто автор этой азбуки? (Кирилл и Мефодий)

- Здесь зашифрованы слова – название темы нашего занятия: первое слово в верхней строке, второе – в нижней. Церковно-славянский вариант букв замените буквами современными. Попробуйте расшифровать тему урока.

- Дом Бога 

- Кто знает, какое название этот дом имеет? (Храм) 

- А что это слово обозначает? (Здание)

  - Попробуйте  дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм»)

(-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.- В храме много икон.)


 -   Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

- Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема нашего урока «Храм» (слайд 1)


Встали в круг, взявшись за руки.

- А что ты ожидаешь от этого урока? Мне, например, хочется общаться с вами, …

( по кругу взявшись за руки дети проговаривают)

- Итак, на уроке мы поговорим об

Устройстве храма,

Назначении храма,

Правилах поведения в храме ( слайд 2)

  1. Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение:

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле. (слайд 3)

- На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.

- 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя.

Кижи. Карелия. (слайд 4)

- Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси – Кирилл. (слайд 5)

- Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полёта, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля. Это означает, что храм, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни. (слайд 6)

Физкультминутка «Свеча»

Виртуальная экскурсия в храм.

- Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в православный храм нашего города. (слайд 7)

- Посмотрите на слайд. Кто знает, как называется этот храм? ( храм Казанской иконы Божий Матери)

Сообщение ученика о храме.

- Обратите внимание на внешний вид храма.

- Чем храм отличается от всех остальных зданий? (есть купол, на котором находится крест)

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы)

- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы церкви – Иисуса Христа. Часто на храме бывает не одна, а несколько глав.

- Сколько куполов вы видите? ( 5 глав)

Что символизирует это количество куполов? (Символизирует Иисуса Христа и четырёх Евангелистов)

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Возле нашего храма колокольни нет, её взорвали во время Вов.

- Вот так выглядел храм в 18 веке. Здесь мы видим колокольню. (слайд 8)

- Благовещенский собор (старое фото и современное) (слайд 9)

- А это храм Вознесения Господня с колокольней. (слайд 10)

-  Сейчас колокольный звон созывает верующих на молитву, к богослужению, возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.



- Послушаем колокольный звон. Физминутка на релаксацию.

- Продолжим нашу экскурсию

- Небольшая площадка у входа в храм называется паперть.  (слайд 11)

 -  Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

    -  Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

- Храм, в котором мы находимся называется храм Казанской иконы Божий Матери , значит почитаемая здесь икона «Казанская Богоматерь» (слайд 12)

Ознакомительное чтение

1. -Что такое икона? Учебник с. 49

2. - Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете? Учебник с. 50 (2 абзац снизу)

- Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

(слайд 13)

- Целая стена из икон называется иконостас. (слайд 14)

   - В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

   За иконостасом находится алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Ознакомительное чтение вслух

Учебник с. 51 последний абзац


  -   Самое важное место в алтарепрестол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники (слайд 15)

4. Закрепление изученного

- Мы познакомились с внутренним и внешним устройством храма. Предлагаю отгадать загадки.

1) Загадки о храме (презентация)

2) Работа в группах.

Задание: рассмотреть фотографии храмов города Гагарин и подготовить сообщения по предложенному плану:

1. Внешний вид храма( какую форму имеет строение, цвет, количество куполов и их форма)

2. Внутреннее устройство храма.

3. Зачем люди приходят в храм?

- Итак, посмотрите на храмы нашего города. Все они разные, но в тоже время похожи.

- Чем похожи? (купола, на куполах крест)

-Чем отличаются храмы?

- А для чего люди ходят в храм?

- В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)


-   В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.




Театрализация

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

 

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи

5. Оценка деятельности учащихся на уроке

Лист самооценки.

- На сколько активно каждый из вас работал на уроке:


Принял активное Участвовал в работе слушал происходящее

участие в работе по мере своих возможностей на данном уроке

6. Итог урока

- Итак, какова была тема урока?

- Какие цели ставили?

- Достигли или нет?

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека.

-Чему люди учатся, приходя в храм?

-Приходя в храм, люди учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе.

Дети встали в круг. У учителя в руках зажженная свеча.

- Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.




Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

1. Я узнал (а), что ________________________

2. Я был удивлен (а) тем, что _______________

3. Мне понравилось, что __________________

4. Для меня храм – это ____________________



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ "Храм"

Автор: Громова Галина Николаевна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока № 5  модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-5-modulia-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-kursa-orkse-po-tiemie-vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "101009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс, тема "Православный храм""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_orkse_4_klass_tiema_pravoslavnyi_khram"
    ["file_id"] => string(6) "426100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503518692"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  по ОРКСЭ "Православный храм""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram-1"
    ["file_id"] => string(6) "314359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459683383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по ОРКСЭ Православный храм "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "130551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415914849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства