Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД: Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД: Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока:изучение нового материала.
Метод обучения:исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование:учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.
Ход урока
Организационный момент
-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Какое у вас настроение на начало урока?
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Индивидуальная работа по карточкам
Опишите полезное ископаемое по плану:
а) Название;
б) Свойства;
в) Способ добычи;
г) Значение, применение.
Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.
- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,
природного газа, торфа.
-Назовите полезные ископаемые Крыма.
III.Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока.
- В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
( Земля. )
На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица».
- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.
IV. Открытие новых знаний
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
- Какого цвета почва?
- Давайте выясним, что входит в состав почвы.
1. Практическая работа
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.
Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.
Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
2. Составление схемы «Состав почвы»
На доске составляется схема « Состав почвы»
ПОЧВА
воздух соли
вода гумус
песок глина
3. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Работа с учебником
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от
расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр.161 учебника. Изучением
почв занимаются - почвоведы. Сравните данные образцы почв.
Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?
- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие
почвы в нашем крае?
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили
на вопрос « Почему землю называют кормилицей?»
5. Сказка о волшебной кладовой.
- Послушайте сказку о волшебной кладовой.
«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-
матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные
стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»
- Что называют волшебной кладовой? Почему?
- Что издавна делает земля-матушка?
- Как можно назвать землю?
- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.
Чтение статьи учебника на стр. 162-163
- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».
Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
сажать полезащитные полосы;
проводить снегозадержание;
правильно распахивать;
умеренно поливать и употреблять удобрения.
7. Тестирование.
- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1)Характерными почвами нашего края являются... а) черноземы; б) подзолистые почвы; в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2)Черноземные почвы преобладают... а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.
3)Плодородие почвы зависит от количества... а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей.
4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются... а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется... а) песок; б)глина; в) перегной; г) ил.
7)Для защиты почвы на полях необходимо... а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8)Один сантиметр почвы в природе образуется за... а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.
9)Какое из высказываний верно? а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
8. Взаимопроверка.
- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
- Кто не допустил ошибок?
- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
V. Подведение итогов.
-Достигли мы поставленных в начале урока целей?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
-Какое у вас настроение в конце урока?
(Выставление отметок за урок)
VI.Домашнее задание
Прочитать текст на стр.162 - 163
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.