kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе " Земля кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Земля кормилица"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе " Земля кормилица"»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Земля – кормилица»

Цель: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

УУД:

Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, слушать и понимать речь других, доносить свою позицию до других.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.                              

 Ход    урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.



II. Актуализация знаний учащихся.

1.Индивидуальная работа по карточкам

Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

     -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.

 2.  Тест  « Наши подземные богатства»

Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

               2. К полезным ископаемым относятся...

                   а) кирпич, бетон, бензин;

                   б) станки, вазы, ножницы;

                    в) нефть, газ, глина.

        3. В строительстве используются...

                   а) торф, железная руда, самоцветы;

                   б) песок, глина, гранит;

                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.

        4. Металлы получают из...

                   а) каменного угля, янтаря, мела;

                   б) жемчуга, известняка, торфа;

                   в) железной руды, медной руды.

        5. При помощи буровых установок добывают...

                   а) нефть, природный газ;

                   б) калийную соль, алмазы;

                   в) мрамор, гранит.

        6. В шахтах добывают...

                   а) известняк, ракушечник, гранит;

                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

        7. В карьерах добывают...

                   а) известняк, песок. глину;

                   б) золото, малахит, мрамор;

                   в) нефть, торф, бурый уголь.

     

  8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

                   а) алмаз, известняк, графит;

                   б) железная руда, поваренная соль. мел;

                   в) каменный уголь. антрацит, торф.

        3.Работа с картой

       - Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

         природного газа, торфа.

       

III .Сообщение темы и целей урока

- В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

                Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                А я всё терплю и добром плачу.

                                                                  ( Земля. )

На доске и в тетрадях тема :  «Земля – кормилица».

- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.

IV. Открытие новых знаний       

         

          - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.

           - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

           - Какого цвета почва?

           - Давайте выясним, что входит в состав почвы.

   

1. Практическая работа

 

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.                        

     

 Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

     

  Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

       Опыт 4.  Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

       

Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

         

         

2. Составление схемы «Состав почвы»

  На доске составляется схема  « Состав почвы»

                                       

                                       ПОЧВА

             

                  воздух                                           соли

                            вода                         гумус

                                   песок        глина 

                             

                  3. Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

(Присесть.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(Потянуться вверх руками, встав на носки.)

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!



 4. Работа с учебником

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр.161 учебника.  Изучением  

почв занимаются  - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

на вопрос  « Почему землю называют кормилицей?»

5. Сказка о волшебной кладовой.

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-

     матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе       таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные

стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

 

 - Что называют волшебной  кладовой? Почему?

   - Что издавна делает земля-матушка?

   - Как можно назвать землю?

   - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

     

 Чтение статьи учебника на стр. 162-163 

         - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике  и составим памятку «Как защитить почву на полях».

         

  • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;

  • сажать полезащитные полосы;

  • проводить снегозадержание;

  • правильно распахивать;

  • умеренно поливать и употреблять удобрения.

7.  Тестирование.

Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

1)Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; 
б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; 
г) серые лесные почвы.

2)Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; 
б) в лесной зоне;
в) в степях; 
г) в пустынях.

3)Плодородие почвы зависит от количества... 
а) песка; 
б) перегноя;
в) глины; 
г) солей.

4)   Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; 
б) воздух;
в) камни; 
г) соли.

  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
    а) песок
    б) глина;
    в) перегной; 
    г) ил.

6)В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7)Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; 
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет
г) 1-2 года.

9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

8.  Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

V. Подведение итогов.

-Достигли мы поставленных в начале урока целей?

-Что узнали нового?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Кто считает, что у него на уроке все получилось?

-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

-Какое у вас настроение в конце урока?

(Выставление отметок за урок)

VI. Домашнее задание

Прочитать текст на стр.162 - 163

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

                




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе " Земля кормилица"

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 21.02.2022

Номер свидетельства: 600846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока окружающего мира 4 класс "Земля-кормилица""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-ziemlia-kormilitsa"
    ["file_id"] => string(6) "315336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459865465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему,, Невидимые нити в зимнем лесу.,,"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_nievidimyie"
    ["file_id"] => string(6) "384744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485584732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Мифы Древней Греции конспект урока "
    ["seo_title"] => string(39) "mify-drievniei-grietsii-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "157153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект  урока по окружающему миру в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruv3klassie"
    ["file_id"] => string(6) "299045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456426987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства