kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Земля-кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока окружающего мира 

Тема: «Земля-кормилица»

Цели урока :

образовательная – формирование у учащихся представления о типах почв;

воспитательная  - развитие требовательности к себе и другим;

развивающая  - развитие умений учебного труда.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока окружающего мира 4 класс "Земля-кормилица"»

Тема: «Земля-кормилица»

Цели урока :

образовательная – формирование у учащихся представления о типах почв;

воспитательная - развитие требовательности к себе и другим;

развивающая - развитие умений учебного труда.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока.

Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!

  1. Актуализация субъективного опыта

УЗ№1 «проверка домашнего задания»

Сегодня мы с вами вновь будем исследователями. Для этого мы разделились на три группы. Капитаны представьтесь.

Вспомним правила работы в группах.

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен – предлагай!

Задание 1 «Загадки»

Вспомним о полезных ископаемых, о которых говорили на прошлом уроке, для этого возьмите конверт с загадками, обсудите отгадки.

1 команда

Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит)

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).


2 команда

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (нефть).


Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи... (железная руда).


3 команда

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).


По трубе течёт
Пироги печёт (газ).



Проверим.

Согласны/не согласны.

УЗ №2 « практическая работа на основе ранее полученных знаний»

Задание «проект «полезное ископаемое»»

Вспомним о некоторых полезных ископаемых по подробнее. Для этого возьмите коробочку, которая стоит у вас на столе, определите, какое полезное ископаемое там находится, назовите его основное свойство, где это полезное ископаемое используется и выберите соответствующее условное обозначение. 1 к. –известняк ( плотность, быстро вбирает воду; используется для строительства зданий и дорог; ) 2к. – торф( горючесть; используется как топливо в жилых домах, как подстилка для животных; )

3 к. – уголь(горючесть, при горении дает много тепла; используется как топливо, из него получают краски, пластмассы и т.д.; )

План защиты проекта ( для групп)

    1. Какое это полезное ископаемое?

    2. Его основное свойство?

    3. Где оно используется?

    4. Условное обозначение.

Защитите свои проекты.

Согласны? У вас есть что добавить к ответу этой команды?

Что объединяет эти полезные ископаемые.

Капитаны оцените работу каждого участника группы. (Таблица)

Критерии : «+» - работал;

« - » не работал.

  1. Воспроизведение и осмысление учащимися нового материала

Д

Тема : « … - кормилица.»

Прочитайте тему урока. Что заметили?

Чтобы отгадать это слово, послушайте загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                А я всё терплю и добром плачу.

                                                                  ( Земля. )

Объясните, как землю могут бить, колотить, резать?

Еще раз прочитайте тему урока.

Какой вопрос возникает при чтении темы?( почему земля называется кормилицей?)

Ответ на этот вопрос мы узнаем по ходу урока.

Верите ли вы, что она нуждается в охране?

Значит какие цели поставим перед собой?



  1. Первичная проверка понимания



УЗ№1 «почва»

Подберите синоним к слову земля.

Найдите значение слова почва в словаре.

Что же такое почва?

Вспомним состав почвы, для этого заполним схему.









вода





соль











песок

глина

почва













Перегной( гумус)



воздух









А теперь …. расскажет по схеме состав почвы.

Физминутка

Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли (шагаем).

  1. Первичное закрепление

УЗ№1 «знакомство с образцами почв»

Рассмотрите слайд.

Что вы можете сказать о человеке, на слайде.( Василий Васильевич Докучаев 1846 – 1903 гг. русский ученый, почвовед)

Как вы думаете, кто такой почвовед?

Именно он сто лет назад доказал, что почвы разделяются по природным зонам. Познакомимся с основными видами. Откройте учебник на странице 160 рассмотрите иллюстрацию.

На сколько основных видов Докучаев разделил почвы?

Назовите их.

Задание для групп.

Предположите в какой где находится :

1 группа

1 тундровая и подзолистая почва;

2 группа

Серая лесная почва и чернозем;

3 группа

Болотная и луговая почва.

Проверим.

1 группа, кто будет отвечать? Как догадались? Что такое тайга? Что такое смешанный лес?

2 группа ………………….. что такое лиственный лес? Что такое чернозем? Что такое степь?

3 группа …………………… болота и луг это природные зоны?

Капитаны, оцените работу группы.

  1. Анализ

УЗ№1 «сказка»

Мы узнали о типах почв, ответили ли мы на вопрос, почему нашу землю называют кормилицей?

Послушаем

ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

О какой кладовой шла речь в тексте?

Как вы догадались?

Теперь можете ответить на вопрос, почему землю называют кормилицей?( Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)

Земля кормит не только человека, но и животных, птиц, зверей.


  1. Домашнее задание


На все вопросы мы ответили?

Прочитайте в учебнике информацию на странице 162-163 и вставьте пропущенные слова в памятку.


  1. Рефлексия


Наше исследование завершается. Подведем итоги нашей работы.

Закончите понравившееся вам высказывание

 Сегодня на уроке было интересно...

- Для меня было открытием...

- Свой опыт я могу применить...

В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...?

Какую группу вы хотите похвалить и за что?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока окружающего мира 4 класс "Земля-кормилица"

Автор: Малахова Ирина Владимировна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства