Конспект данного урока носит рекомендательный характер, предназначен для проведения на уроках окружающего мира в начальной школе во втором - третьем классах, в зависимости от программы по которой осуществляется обучение в том или ином образовательном учреждении.Учащиеся не столько получают материал в готовом виде , сколько ведут самостоятельно поисковую работу,тем самым осуществляется системно-деятельностный подход в обучении. Предлагаемая презентация является красочным дополнением, материал презентации может быть дополнен самими учащимися в качестве домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ученик – литературный источник (конспект) –МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. (маршрутный лист подписан заранее)
РЕБЯТА, ПОЗДОРОВАЛИСЬ С ГОСТЯМИ. САДИТЕСЬ. НАЧИНАЕМ РАБОТУ.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
- НА ПРОШЛОМ УРОКЕ МЫ ИЗУЧАЛИ ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
ВСПОМНИМ, ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. (УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ)
Сообщество организмов - совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в пределах некоторого естественно ограниченного объема жизнепригодного пространства.
Cловарь по естественным наукам.
Природные сообщества – это группыорганизмов, совместно
(биоценозы) - обитающих на определенной территории
и взаимно связанных между собой.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- С КАКИМИ ПРИРОДНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ?
Проверим ваши знания об этом природном сообществе.
КАКИЕ ВИДЫ ЛУГОВ ВЫ ЗНАЕТЕ? (пойменные и суходольные)
ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛУГА? (на равнинах и в горах)
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ:
1 КОЛОНКА
Найдите ядовитые и лекарственные растения луга (1 лишнее – мы не знаем таких его качеств) и прикрепи на доску магнитами, разделив на 2 группы.
2 колонка
Даны гербарии. Выбери растения луга и прикрепи на доску магнитами.
.
.3 колонка
Даны названия животных. Выбери животных луга и прикрепи на доску магнитами.
4 колонка.
Даны слова – названия представителей сообщества луга . Составьте пищевую цепь луга. (встают перед классом цепочкой)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ ПРЕСНОГО ВОДОЁМА.
- ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СООБЩЕСТВА ВАМ УЖЕ ИЗВЕСТЕН.
- НА УРОКЕ ОБСУДИМ….(УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ПЛАН)
И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯ, ВЫПОЛНЯЯ ЗАДАНИЯ В МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ ПО ХОДУ УРОКА. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ НА ЭКРАН.
- ВЫПОЛНЯЕМ ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)
Что относится к естественным водоемам? ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 1. ПРОВЕРЯЕМ. (ручей, река, озеро, море)
Назовите самые крупные реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена)
Назовите самое глубокое озеро (Байкал – 1637 м глубина)
Чем отличается вода в этом озере? (пресная, очень чистая)
А в Ленинградской области где самые большие запасы воды? (в Ладожском озере). Покажите его на карте.
- РАСТЕНИЯ ВОДОЁМА. ВНИМАНИЕ
Послушайте, о каких растениях подготовили слайдЫ и рассказ ребята.
Говорят сидя!
По ходу рассказа заполняем задание 3.
Проверяем.
(ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ)
- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАК ВЫГЛЯДЯТ ЭТИ РАСТЕНИЯ.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
ВНИМАНИЕ.
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЛУГАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ КАК ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ТАК И ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ.
Подчеркните красной чертой ядовитые растения и запомните их.
Какие растения подчеркнули? Что главное нужно помнить
С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ТРАВАМИ ТОЖЕ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМИ, НУЖНО ЗНАТЬ КАК ИХ ЗАГОТАВЛИВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ.
- На берегах водоёмов НАМНОГО БОЛЬШЕ РАСТЕНИЙ. ВСПОМНИМ, ещё несколько. КАКИЕ ОНИ КРАСИВЫЕ.
КТО ДОГАДАЛСЯ, ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ НЕ ПОЛЬЗУЕМСЯ ГЕРБАРИЕМ? (водные и околоводные растения содержат в себе много влаги И поэтому их трудно сохранить).
ФИЗМИНУТКА
У какого цветка необычное древнее название? (одолень – трава)
- А СЕЙЧАС МЫ МЫСЛЕННО ПРЕВРАЩАЕМСЯ В ЦВЕТОК БЕЛОЙ кувшинки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ВИДЕОЗАПИСЬ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ. КУВШИНКА
СПАСИБО. САДИМСЯ. ПРОДОЛЖИМ НАШУ РАБОТУ.
ВСПОМНИМ. НА КАКИЕ ГРУППЫ УЧЁНЫЕ ДЕЛЯТ ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ?
(ЧТЕНИЕ ХОРОМ ПО УКАЗКЕ УЧИТЕЛЯ)
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ОБИТАЮТ У пресного водоёма или в нём?
(иглокожие)
- ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ – ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЁМА.
-КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ ОБИТАТЕЛИ ВОДОЁМОВ?
РАБОТА С ЛИСТАМИ. ЗАДАНИЕ № 4.
РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ. СТРАНИЦА 195 ЧИТАЕМ ПРО СЕБЯ О ЖИВОТНЫХПРЕСНОГО ВОДОЁМА И ВЫПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ТЕХ, КОГО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ. 2-3 МИНУТЫ (МУЗЫКА – ЛЯГУШКИ)
.
А ТЕПЕРЬ ПОЗНАКОМИМСЯ БЛИЖЕ С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЁМА, А, МОЖЕТ, УЗНАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ ОБ УЖЕ ИЗВЕСТНОМ НАМ ЖИВОТНОМ.
ВИДЕОЗАПИСЬ - РОЖДЕНИЕ СТРЕКОЗЫ, ПАУК-СЕРЕБРЯНКА
ИТАК. КАКИХ ОБИТАТЕЛЕЙ ВОДОЁМА ВЫ ВЫПИСАЛИ? ПРОВЕРЬТЕ (таблица с названиями, ВСПОМНИТЕ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ, ИЛИ ПОЗНАКОМЬТЕСЬ
ВНИМАНИЕ. ИГРА «КТО ЛИШНИЙ?»
ЗАДАНИЕ В ТЕСТЕ №5 САМОСТОЯТЕЛЬНО.
ЗВУЧИТ РУЧЕЙ, ЗАСТАВКА.
- ПРОВЕРЯЕМ, ИСПРАВЛЯЕМ.КТО ЛИШНИЙ? ПОЧЕМУ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ЗРЕНИЕ
- СПАСИБО. САДИМСЯ. ПРОДОЛЖИМ НАШУ РАБОТУ.
-ИТАК. ЧТО ГЛАВНОЕ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ОБЩАЯСЬ С ПРИРОДОЙ? (НЕ НАРУШАТЬ ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ)
ВАЖНО ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО. ПОЧЕМУ?
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ №6.
СОСТАВЬТЕ ЦЕПИ ПИТАНИЯ
ПРОВЕРЯЕМ.
МЫ ЕЩЁ РАЗ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО В ПРИРОДЕ ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАНО.
- ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ И ЕГО ЖИЗНЬ ТАК ЖЕ ТЕСНО СВЯЗАНА С ПРИРОДНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ.
СОСТАВЛЯЕМ КАРТИНУ МУЗЫКА
- РАБОТАЕМ С ТЕСТОМ. ЗАДАНИЕ № 7.
ПОДУМАЙТЕ И ЗАПИШИТЕ В ЧЁМ ЗНАЧЕНИЕ СООБЩЕСТВА ВОДОЁМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
(ОТВЕТЫ УЧ-СЯ)
КТО ЭТО?
- ПОЧЕМУ ГРУСТНЫЕ ГЛАЗА У ЖАБЫ?
ЗАПОМНИТЕ ЕЁ ГЛАЗА.
:
«Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши —
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни - истину простую —
Нас много, а она одна.»
В. Шефнер
- ДЕЛАЕМ ВЫВОД. ЗАДАНИЕ ТЕСТА № 8.
- ПОДВЕДЁМ ИТОГ УРОКА.
ИТАК. ЧЕМУ УЧИЛИСЬ?
ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ?
(ПО ПУНКТАМ ПЛАНА)
- ОЦЕНКИ ЗА УРОК….
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ ОДИНАКОВОЕ ДЛЯ ВСЕХ: ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ УЧЕБНИКА С. 191 – 198 И С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ, «МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОДОЁМОВ», К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ НАРИСОВАТЬ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
У НЕКОТОРЫХ УЧЕНИКОВ ЕЩЁ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА.
ЗАДАНИЯ УЧЕБНИКА С. 199
- НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО -ПОЛЯ.
ОСТАВЬТЕ ЛИСТЫ НА ПАРТАХ, ЧТОБЫ ГОСТИ ПОСМОТРЕЛИ, КАК ВЫ РАБОТАЛИ, КАКИЕ ВЫ МОЛОДЦЫ…