дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
конверты с представителями царства животных для работы в парах;
карточки для индивидуальной работы по растениям;
микроскоп.
Ход урока
Организационный момент
Руки? НА МЕСТЕ Ноги? НА МЕСТЕ Локти? У КРАЯ Спина? ПРЯМАЯ.
Ну, ребята, чур, молчок, Начинается урок.
Посмотрите ребята на партах у вас лежат два личика от солнца.
Давайте этими лучиками оценим свое настоение. Если у вас хорошое , веселое, то к солнышку прикрепите длинный лучик. Если вы чем то расстроены, настроение у вас плохое, то подарите солнушку коротенький лучик.
Я очень рада что увас хорошое настроение.Тогда, смелее вперед!
2. Вступительное слово учителя
Учитель:
Всё в тающей дымке- Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
Учитель: Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.Показываю домики.
3. Повторение пройденного материала
На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Ой-ой-ой кто это у нас заговорил, а это у нас лесовичок проснулся и любуется природой. Посмотрите, что он нам приготовил- объекты природы.Вам нужно эти объекты распределить на группы. Выполним задание. Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине. Выхолим к доске и распределяем по дво объекта.
Учитель: а теперь давайте посмотрим на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)
Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.
-Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы
Постановка учебной задачи
- Какова тема нашего урока?
-Какие задачи поставим?
-Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству. И подробнее остановимся на одном из царств
Но, а сейчас поработаем в паре. Дети рассаживаются по парам . готовы.
Каждая пара получает конверт с заданием, которые приготовил вам лесовичок. вам нужно картинки распределить на группы. Как бы сделать предположение сколько царств в живой природе.
Но ,а сейчас давайте проверим верно ли вам удалоь сделать предположение.
Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”- без названий.
- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Выходи и показывай. Как назвать, одним словом все перечисленные группы? Наведите на столах порядок.
Ребята, а теперь оцените свою работу в паре.
Если в паре вы работали дружно, слушали мнение друг друга и задание выполнили верно, то пусть на нашу полянку прилетет бабочка оранжевая.
Если в паре вы работали дружно, сообща, но задание вам выполнить не удалось пусть прилетить бабочка фиолетового цвета.
А мы продолжаем с вами работать дальше.
Первое царство -Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. Эти представители бывают домашними животными и дикими. Назовите животных, которые обитают в лесах Алтайского края. В лесах Алтайского края много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Учитель:
. А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!
Что же времечко проходит
Мы ж в царство грибов приходим.
Грибы, оказывается, не относятся к растениям.
Давайте расставим подписи к частям гриба и к частям растения
У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землей в виде нитей и называется грибницей.
Большинство грибов растет во влажных тенистых лесах или ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество – целое царство.
- Грибы не относятся к растениям
У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые. Какие вы знаете грибы?
Слайд 6
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли – это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей.
- Давайте рассмотрим части гриба.
”Учитель:
Но, а далеше мы отправляемся в Царство “Растения”
все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
Где можно встретить растения?
Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.
Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.
Физкультминутка для глаз
Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Царство “Бактерии”
Учитель: Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.
Царство бактерии мельчайшие живые существа. Они живут повсюду в воде и в почве, в организмах животных и людей, в опавших листьях, мертвых деревьях, останках погибших животных. Их можно обнаружить высоко в небе и глубоко под землёй. По форме бактерии напоминают палочки или шараки, но увидеть их можно только с помощью специальног прибора котрый называется микроскоп. посмотрите я принесла вам на урок такой прибор.показываю Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.(компьютер)
Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)
Учитель: Там где грязь, там и болезни.
(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Попадая в наш организм, они вызывают различные заболевания. грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, . Не будь бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Они вызывают гниение мертвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого, ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты.. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует. Например, полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Вот такие интересные жители в этом царстве.
Дети, какое же название имеет это царство?
Почему бактерии являются живыми существами?
(Бактерии растут, размножаются , погибают.)
5. Закрепление нового материала
Давайте посмотрим на нашу полянку здесь и сторичок - лесовичок есть и бабочки летают, солнышко светит, а чего, то здесь не хватает. С какими царствами живой природы мы познакомились.
Игра “Расселим по царствам”.
Загадки:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.(Волк)
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).
Не огонь, А жжется. (Крапива)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, нарядная, забавная, на Новый год я главная. (Елка)
Сейчас давайтке украсим нашу поляну цветами .
Если на уроке вам было все понятно, интересто выберете цветок красного цвета.
Если на уроке вам было все понятно, но было не интересно ваберете синий цветочек. Смелей украть полянку.
Посмотриет ребята как хорошо мы свами потрудились на уроке какая у нас получилась замечательная картина. И лесовичку очень нравится, мы с ним посоветовались и решили наградить оценками активных учеников.
6. Итог урока
Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
Д.з С. 22 пофантазировать и придумать рассказ. Если вы были птицей или зверем о чем вы могли бы нам рассказать. тетрадь с 7 № 9