Конспект урока составлен по программе Вахрушева "Мир вокруг нас". На уроке дети знакомятся с целостной картиной мира, с географическимс положением и природой, важнейшими народами Африки, растительностью, животным миром, пирамидами Египта, учатся пользоваться картой для получения информации. На уроке дети разделены на группы, каждая группа выполняет определенное задание, докладчики информируют учеников с полученной из учебника информацией. Также на уроке присутствует ученик - гид, он проводит заочную экскурсию по перамидам Египта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема "Африка"»
МБОУ «СОШ № 3» г. Нижнекамска Республики Татарстан
Учитель Гусева Наталья Анатольевна
Окружающий мир
2 Б класс
Тема: «Африка»
Цели урока:
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями.
Научить использовать карты для получения информации
2- я линия развития – уметь определить свое отношение к миру
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Беречь богатства природы в повседневной жизни
Интеллектуальные общеучебные умения.
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Понимать в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.
Находить необходимую информацию в учебнике.
Коммуникативные общеучебные умения.
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Минимум:
Для докладчиков: ребята – докладчики должны освоить свои темы и познакомить одноклассников с особенностями Африки. Представить перед «членами географического общества» найденный материал о климате, животных Африки, растениях, населении.
Ребята – докладчики должны научиться самостоятельно отбирать необходимый учебный материал и дополнительный материал по теме, использовать карту и иллюстрации.
Оборудование:
Физическая карта Африки
иллюстрации животных Африки
презентация к уроку
задание для самопроверки
задание для работы в группе
Организационный момент.
- Ребята, мы побывали с вами в странах Азии (Индии, Китае, Японии, на Аравийском полуострове), сегодня мы продолжим наше путешествие по странам мира. Какое настроение возьмем с собой?
Актуализация знаний и постановка проблемы
Отгадайте загадки:
1.Царь зверей! Меня все знают, Ценят, любят, уважают! Но шутить со мной не надо, Задрожишь под моим взглядом! Хоть лежу порой лениво, Ты ко мне не подходи. Не сносить вам головы, Коль разгневаются – (Львы).
По лужайке целый час Бегает игриво Полосатенький матрас С хвостиком и гривой. (Зебра)
По барханам я шагаю, Километры отмеряя, Гибка шея, чуть горбатый, Шерсть красива, рыжевата. А в горбу запас воды. Чтоб в пустыне без беды. Везти поклажу – вот мой труд, А зовут меня – (ВЕРБЛЮД!)
4. Длинноногий, горделивый, Важный и неторопливый. Шею длинную он носит, И листву, как траву "косит". Кто ответит, будет прав- Это дядюшка ……(жираф).
5. Вот зеленое бревно, По реке плывет оно. Если речка эта Нил, То бревно в ней......(Крокодил)!
На каком континенте обитают эти звери? (В Африке)
Значит куда мы сегодня отправимся путешествовать? Какова тема нашего урока? (Африка)
- Ребят, я вам хочу сказать об Африке со слова самый
Самый жаркий материк земного шара
Самая длинная река – Нил
Самый высокий вулкан мира Килиманджаро
Самое длинное озеро мира - Танганьика
Самое теплое море мира - Красное
Самая большая пустыня на земле – Сахара
Какое из этих животных мы можем использовать в качестве транспорта? (верблюда)
Что бы вы хотели узнать из нашего путешествия по Африке? Какие цели мы перед собой поставим?
Какие растения растут в Африке.
Какие животные обитают в Африке.
Какие народы живут в Африке
Совместное открытие знаний (работа в группах)
- Хорошо, мы разделимся на группы и будем собирать информацию из текста и карт учебника. Попросим наших ученых-путешественников (готовивших доклад об Африке) быть нашими консультантами и помогать группе готовить выступление.
Раздать карточки с заданием
1 группа – географическое положение и климат Африки
2 группа - географические объекты Африки
3 группа – растительность
4 группа – животный мир
5 группа - пирамиды Египта
6 группа – население Африки
У каждой группы есть задание, которое она должна выполнить в течение 1 минуты.
Слово предоставляется консультанту 1 группы Алендукову А.
1 группа – географическое положение и климат Африки (показывает на физической карте у доски)
Слайд 2.
Африка – большой материк и часть света. Ее омывают Атлантический и Индийский океаны.
Африка – второй в мире по величине континент после Евразии. Африку от Евразии разделяет Гибралтарский пролив, Средиземное море и Красное море. (показать по карте)
Это самый жаркий материк на Земле. На севере Африке зарегистрирована самая высокая температура на Земле + 580С в тени в городе Триполи, в Ливии. (карта)
На равнинах Африки не бывает отрицательных температур в течение всего года.
О географических объектах расскажет Шишкин Егор
2 группа - географические объекты Африки
Весь север Африки занят пустыней Сахара. Днем поверхность земли здесь раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно : холоднее, чем бывает летней ночью у нас.
Места в пустыни, где есть пресная вода, называется оазисами.
Остальную часть составляют тропическая степь – саванна, и в центре материка находятся непроходимые леса. Егор
Нил - одна из самых длинных рек на свете. «Нил» в переводе –река. Его истоки лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди там идут каждый день, после обеда.
Если Нил – самая длинная река Африки, то Конго – самая многоводная. (карта)
Река Нигер – в переводе с латинского «черный», означает «река в стране черных людей». Пискарева Настя
Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки – потухший вулкан Килиманджаро. (карта)
Это единственное место в Африке, где можно увидеть снег.
Многие горы Африки имеют плоскую поверхность. Столовая гора названа так, потому что похожа на стол. Бильданова Амина
Слово предоставляется консультанту 3 группы Касаткиной Тае
3 группа – растительность
Лето в саваннах дождливое, а зима сухая. Такую смену сезонов выносят немногие деревья – это баобабы и акации. Зато очень хорошо растет трава.
Удивительные растения Африки- презентация!!!
Многочисленная африканская растительность может похвастаться огромным количеством экзотических растений, некоторые из которых больше не встретить ни в одном уголке мира!
Баобабы достигают в высоту 30 метров и 11 метров в ширину! Их бочкообразный ствол — вместительный сосуд для влаги, способный вместить более 120 000 литров воды, чтобы с комфортом переносить периоды засухи.
Раффлезия состоит из одного-единственного цветка.
Литопс предпочитает жаркую и сухую погоду. Внешний вид его очень напоминает камень.
Молочай пухлый. Это растение стало известным благодаря своей необычной форме. Внешне растение напоминает мячик
Драконово дерево выглядит довольно странно, а сок дерева красный, что и обуславливает такое название вида.
Очередной рекорд растительного мира принадлежит Рафии королевской, своеобразной пальме. Листья расположены вертикально и пальмы имеют действительно королевский вид, величественный и неприступный.
Консультант 4 группы расскажет о животном мире. Филиппов Артем.
4 группа – животный мир
В Африке богатый и разнообразный животный мир. В саваннах – огромные стада копытных, на которых охотятся крупные хищники. В лесах много обезьян, в том числе и человекообразных – шимпанзе, горилл. Это самые умные звери, они умеют использовать предметы как орудия труда.
Горилла покрыта большой черной шерстью, рост взрослой гориллы достигает 2м, она обладает огромной физической силой.
У больших рек и озер живут бегемоты. Их грузное тело длиной до 4 м держится на толстых коротких ногах. Днем бегемоты находятся в воде, а ночью совершают набеги на поля местных жителей. Разъяренный бегемот опасен для человека и даже для самых сильных животных.
На территории Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют животных.
Продолжат знакомство с животным миром Данил и Никита Хлюпины
Презентация Хлюпиных
Работа с учебником. С. 68
Найди травоядных и хищных животных. По каким признакам тебе удается их различить?
Растительноядные
Носорог
Жираф
Зебра
Антилопа имеют копыта, характерно для растительноядных, легче убегать.
Черепаха имеет тяжелый панцирь, чтобы защищаться, следовательно, она не нападает, а питается растительной пищей.
Хищные
Лев, крокодил, гепард – острые зубы
Стервятник – острый клюв для схватывания и умерщвления добычи
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, животных надо беречь и наш верблюд утомился, пока он отдыхает и мы отдохнем. Но мы не только разомнем мышцы, но и вспомним один из языков, на котором говорят в Африке. На французском сможем? На португальском? На английском?
5 группа - пирамиды Египта
Учитель
- Одно из самых древних государств на свете Египет. О его древности нам напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.
Слово предоставляется Нуруллину Тимуру (гид по пирамидам)
Консультант Радыно Диана.
6 группа – население Африки
Люди в Африке живут издавна. Самое древнее государство – Египет. Здесь с давних пор люди занимались земледелием.
На севере континента живут арабы и берберы.
На юге люди негроидной расы. Низкорослые пигмеи и длинноногие масаи. Среди масаев много хороших спортсменов.
Учитель
На этом материке располагается 54 страны. Крупные страны: Алжир, Ливия, Ангола, Мадагаскар, Египет, Кения.
Включение в систему знаний и повторение.
-Кто бы хотел побывать в Африке?
- Образовать внешний и внутренний круг. Ребята сначала внешний круг расскажет: Почему для путешествия вы выбрали бы именно эту страну? что бы вам хотелось повидать в Африке.
1 минута.
-Теперь внутренний круг. 1 минута.
6. Итог. Самопроверка.
1. Холодный пояс, умеренный пояс, жаркий пояс.
2. Нил, Конго, Волга, Нигер.
3. Арабы, берберы, узбеки, негроидная раса.
4. Крокодил, страус, слон, белый медведь.
5. Баобабы, березы, пальмы.
Проверьте свои знания, сравнив ответы.
Кто выполнил все 5 заданий? 4 задания? – оценка 5 и 4.
Ребята-докладчики тоже получают 5 за устный ответ.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
а) Какова была цель нашего урока?
Посмотрите как много мы узнали сегодня на уроке и о животном мире и о растительном и о природных зонах, и о народах Африки.
Поднимите руку кому на уроке было все понятно. Спасибо.
На этой сладкой ноте завершим наше путешествие и получим сладкий приз.