Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "За землю русскую" 3 класс »
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс
Тема: « За землю русскую»
Цели:1. Познакомить учеников с «военной историей» Древнерусского государства.
2. Способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеванием в современном мире.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Прочитайте тему урока. Как выдумаете, о чем пойдет речь на уроке?
-Представьте, что вы - иностранцы-путешественники и приехали в один из древнерусских городов.
-Как вы его опишите?
-Что является границей древнерусского города?
-Да, действительно, города Древней Руси были красивые, шумные, их окружали стенами.
-А чем похожи древнерусские города и современные города?
-А в чем их отличие?
-Обносят ли современные города стенами?
-Современные года – большие, многолюдные, стен вокруг них нет.
-Тогда, какой возникает вопрос? Почему Древнерусские города обносили стенами.
-Как на Руси появилось слово «город»?
-Слово «город» произошло от слова «огораживать» - обносить оградой, стеной.
-А как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?
Оборона современных городов начинается уже на границе государства.
Стены не спасут от современных видов вооружения.
Цивилизованные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путем, без применения военной силы.
Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
Работа в группах.
Сейчас вы будете работать в группах.
Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, для того, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Докажите, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.
Защита.
- Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь, к сожалению, ничего такого у князя не было.
- Как же русским воинам удавалось защищать свое государство?
- Оказывается, при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым.
-Для чего они это делали?
-Таким способом отряды сообщали всем о приближении врага.
-В каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси?
- Границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.
- Представьте, что все мы живем в небольшом древнерусском городке или недалеко от него. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной новостью – на нас идут полчища врагов.
- Что будете делать? Будем уходить под защиту городских стен, будем защищаться и пережидать осаду.
Работа в группах.
Карточки с заданиями.
Расскажите, как вы будете оборонять город от врагов.
Предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады.
Составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город.
Подготовьте речь, которую мог произнести князь перед защитниками города.
Защита.
Сейчас вы будете работать самостоятельно по учебнику. Открываем учебник на странице 38 – 40. Вам необходимо заполнить таблицу «Враги Древней Руси».
Враги Древней Руси
ОТКУДА ШЛА ОПАСНОСТЬ
КТО НАПАДАЛ НА РУСЬ
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ
ИТОГИ НАПАДЕНИЯ
С юга, со стороны степей
Степняки-кочевники
Разграбление богатых русских городов
Кочевники совершали набеги(грабили города, уводили пленных, но затем возвращались на свои земли)
С северо-запада
Европейские рыцари
Завоевание русских земель
Ледовое побоище – победа русских воинов
Проверка.
-Какие враги были опаснее? Почему?
-Враги из Европы были более опасны, т.к. ставили своей целью завоевание русских земель, присоединение их к своим государствам.
- Давайте чуть подробнее рассмотрим вопрос о Ледовом побоище.
-После фильма ответьте на вопрос, почему победили русские?
-Как понимаете выражение А.Невского?
-Давайте вернемся к вопросу нашего урока-Почему Древнерусские государства обносили стенами?
-Какой ответ можете дать на него?
В Древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и поэтому стены города служили последней преградой на путти врага.
3.Итог.
Отметки
Т.Стр.14-15.
Кому было сложно на уроке? Кто остался доволен своей работой? Кто хотел бы что-нибудь исправить в своей работе? Что?