- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
- дать представление о специальном транспорте в процессе работы.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Представление учителя. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Слайд, знакомство. -На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Нам урок пора начать. -Я хочу передать Вам привет от своих детей. Они желают вам успеха и вдохновения. Они говорят вам: Ребята, поднимайте свои руки, Т.Ив. очень нужна ваша поддержка и ваши голоса. (слайд Привет) -Мы урок наш начинаем Что учили – вспоминаем. Повторяем знания Домашнего задания. | Дети садятся на свои места. | Регулятивные: организация учебного места Познавательные: анализ информации |
2 | Проверка домашнего задания (10 минут) | Игра «Пойми меня». Учитель знакомит с правилами игры, раздаёт карточки-загадки. Рассматриваемые объекты: самосвал, кирпичи, подъемный кран, строительная каска, здание. Первым выступает учитель - как образец. . | Дети вытаскивают карточку с объектом, никому не показывают. После учителя выходят по очереди к доске и рассказывают о своем слове, не называя его. Остальные дети отгадывают. Если угадал – находит карточку и прикрепляет к доске. | Метапредметные: грамотно строить речевое высказывание в соответствии с задачами. Личностные: Развитие умения работать в паре, вести диалог. |
3 | Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии (7 мин) | Чтение отрывка из сказки К.Чуковского «Тараканище».(слайд) Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле, Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле. - На чем и на ком путешествовали звери? - Для чего они им были нужны? -Похлопайте в ладоши те ребята, которые путешествовали в этом году с родителями, друзьями? - Каким транспортом вы пользовались? (Слайд) - Как, одним словом назвать? - Кто догадался, какова тема нашего урока? (слайд) | Велосипед, шарик, собака, кобыла, автомобиль, метла, трамвайчик. для передвижения. Дети аплодируют. Автобусом, автомобилем, поездом, самолетом, велосипедом и т.д. Транспорт Какой транспорт бывает | Познавательные: Анализ информации, Синтез информации, выделение причинно-следственных связей |
4 | Физминутка | - Прежде чем двигаться дальше, отдохнем, физминутка (учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят к одной из групп, выполняют движения) Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут. А круглые колесики Все тук, да тук, да тук. (Поезд) Чох-чох, чох-чох, чу-чу. В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сильный и смелый. Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. Мы ехали, ехали, К мосту подъехали, Въехали, съехали Снова поехали Ехали, ехали К яме подъехали Яму объехали И к дому поехали.(Легковой автомобиль) | Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Дети поднимают вверх руки, делая их “лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета. Дети разводят руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом. Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Дети имитируют руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, “едут”, приседают, делают поворот, “едут”, останавливаются. | Коммуникативные: формирование умения слушать и выполнять движения в определенном ритме |
5 | Этап постановки проблемы (4 мин) | - Что вы хотите узнать нового о «транспорте». У вас на столах лежат стикеры. Напишите на них свой вопрос и прикрепите к доске. Учитель читает все вопросы и делает вывод, что многие вопросы повторяются, и на некоторые вы знаете ответы, т.к. знакомились с этой темой в 1 классе. -И есть такие, в которых на уроке нам нужно разобраться, они и станут целью нашего урока: - Что такое транспорт? - Какие виды транспорта существуют? - Какими были первые транспортные средства? | Пишут вопросы Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту? Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Какие необычные виды транспорта? Сколько видов транспорта? Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт? | Познавательные: Формулировка проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи. |
6 | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | -На нашем уроке мы будем подниматься по лестнице знаний, каждый раз продвигаясь на одну ступеньку. (На доске лестница знаний на каждой ступеньке вопрос, модель машинки двигается по лестнице) | Найти ответы на вопросы | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. |
7 | Построение проекта и его реализация (6 мин) | -Зачем нам нужен транспорт? -Какой транспорт вы знаете? -Чем они отличаются друг от друга? А ещё чем? -Сейчас мы будем работать группами. 1 ряд будет искать ответ на первый вопрос. Где и как его можно найти? - Вторая группа разделит весь транспорт на группы в зависимости от способа передвижения. - Третья группа – разделит по назначению и по принадлежности После того как каждый ряд будет готов, вам нужно выбрать делегата который у доски сможет дать ответ на поставленный вопрос. И когда группа готова - возьмитесь за руки и поднимите их все вместе. Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы. Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо» -Мы ответили на первый вопрос: поднимаемся на 1 ступеньку нашей лестницы. | Для перевозки грузов и пассажиров. Называют виды, которые знают. Способом передвижения, кому принадлежит, что везет. По словарю, спросить у гостей, по интернету. Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс 1 человек от группы. На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова. Учитель обращает внимание детей на то, что слово многозначное, но в рамках урока интерес представляет следующее значение слова: Тра́нспорт (от лат. trans — через и portare — нести) — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
| | - Мы подошли ко 2 вопросу: Какой бывает транспорт? -Чем он отличается? Ответит делегат 2 ряда. (способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей) - На какие группы можно разделить весь транспорт? (учитель прикрепляет названия групп над картинками) При рассказе о спецтранспорте – просмотр видео. Мы ответили на второй вопрос и можем подняться на вторую ступень нашей лестницы. | Второй ряд делит виды транспорта в зависимости от способа передвижения (наземный – водный – воздушный – подземный); третий ряд делит виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт (грузовой – легковой – специальный) и делит виды транспорта в зависимости от владельца транспортом (личный - общественный) Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают. | Познавательные: Анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности |
8 | Самостоятельная работа по учебнику | -Вот мы подошли к последней ступени. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вы будете работать по учебнику по вариантам. 1в.- страница 118, прочитать рассказ и передать его содержание. 2 в. – страница 119. При рассказе детей показ слайдов. Мы поднялись с вами по лестнице знаний. | Учащиеся работают по учебнику, готовят краткий пересказ. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации; Метапредметные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации |
9 | Включение в систему знаний (1 мин) | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» -Какие достоинства и недостатки имеются у транспорта? Человек создал огромное количество транспортных средств, но, к сожалению, он мало заботится о том, как сохранить окружающую среду. | «+» он может перемещать на любое расстояние, по любой поверхности Земли; удобно; экономия времени, облегчение человеческого труда; «- загрязняет окружающую среду, ломается, покупать бензин, опасность для людей, пробки на дорогах, кражи. | Познавательные: структурирование информации, классификация |
9 | Домашнее задание | - Итак, ребята, мы ответили на последний вопрос. Мы достигли целей нашего урока? Сейчас мы проверим. Игровой прием «Волшебный мешок» -Много мы узнали о транспорте, но много вопросов осталось, на которые мы не ответили. Вы можете выбрать себе домашнее задание: 1. Ответить на любой из оставшихся вопросов. 2.Учебник с.73-77 3. Или нарисовать необычный вид транспорта, как например этот. Дать ему название и объяснить как он работает. На котором вы сегодня повезете домашнее задание.(слайд) . Посмотрите, какая она необычная. | Части подъемного крана, кузов от молоковоза, лестница от пожарной машины, кабина гоночной машины, задние колеса от асфальтоукладчика. | |
10 | Рефлексия (3 мин) | - Какой транспорт на Земле самый быстрый? -Это космический транспорт, его скорость в среднем 11км/сек.(на доске изображение ракеты). -Менее скоростной – это самолет (изображение). -Самый медленный воздушный транспорт какой? (прикрепляю изображение) -Сейчас я вам предлагаю оценить свои знания по теме нашего урока. Если вам все понятно и ясно – вы прикрепляете звезду около ракеты, если что-то не поняли – облако к самолету, ну а если вы вообще никаких знаний не вынесли с урока – то балласт (мешок с песком) к воздушному шару и никак не можете оторваться от Земли. - Спасибо за урок! Урок окончен. | Ракета Воздушный шар. | Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |