kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Органы дыхания человека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 4 классе. Тема :"Органы дыхания человека". СРО Л.В.Занков, но может подходить и к другим программам.

Автор разработки Фисенко Кристина Юрьевна, учитель начальных классов первой категории, МОУСОШ№32 города Комсомольска - на - Амуре, Хабаровского края.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок введения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«окруж мой»

дыхание человека

Цели: раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения человека; познакомить с органами дыхания.

Оборудование: листочки для проверочной работы, таблица «Органы дыхания», гибкий метр, шарики Ребята, объясните высказывание хорошо известного вам писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».

Ход урока

  1. Орг.м.

Каким вы хотите видеть наш урок? (интересным, познавательным)

Что требуется от вас, чтобы это воплотить?(умение слушать , быть активными)

Вот перед нами проблемный вопрос: СЛАЙД

БЕЗ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПРОЖИТЬ И 5 МИНУТ?

а) без воды

б) без еды

в) без воздуха

Какой ответ вы выбираете? ( без воздуха)

Объясните. ( Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.)

– Мы сегодня будем говорить о самом важном для человека. А о чём, вы сами уже догадались. Назовите тему нашего урока. (Дыхание человека)

- Что такое дыхание?

СЛОВАРЬ (Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.)

Попробуйте на некоторое время задержать дыхание. Что вы почувствовали?

(Вы сразу почувствовали, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат нам: «Помогите! Мы погибаем без кислорода».)


– Какое время человек может обходиться без воздуха? (Несколько секунд.)

– Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды.

Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 мин, а киты – до 1 часа.

Итак, сегодня мы будем говорить о дыхании и изучать органы дыхания.

- Какие задачи мы будем решать на уроке? (познакомимся с органами дыхания, и узнаем почему дыхание так жизненно важно для человека)

- Скажите, для чего мы дышим? (для того что клетки организма питаются кислородом – это при вдохе, а при выдохе из организма выводится углекислый газ) СЛАЙД ФИЛЬМ

- Какие действие мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм? (мы делаем вдох)

- Как называется процесс обратный вдоху? (выдох)


– Вспомните, какой состав имеет воздух. (Кислород, углекислый газ, азот.)

– Какой газ необходим человеку для дыхания? (Кислород.)


Мне нужны два помощника.

– Измерим гибким метром грудную клетку при выдохе и вдохе.

Что заметили?


1) Самостоятельное чтение текста, с. 66 (1-й и 2-й абзацы).

– Как дышит еще не родившийся ребёнок?

– Кто дышит чаще, грудной ребёнок или взрослый человек? (Приведите данные.)

– Почему человек должен дышать непрерывно? (Потому что нет запасов кислорода.)


2) Отгадайте загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.) СЛАЙД

– Для чего нам нужен нос? (Высказывания детей.)

– Наш нос хоть и маленький, но состоит из 14 костей. ДИСК «КОСТЯ КОСТОЧКИН»

3) Работа с учебником.

– Прочитайте текст, с. 66 (последний абзац) – с. 67.

– Какие функции выполняет наш нос? (Согревает воздух, это сторожевой пост, увлажняет воздух.) СЛАЙД 5,6,7,8

– Какую роль выполняют реснички в носу?

– Сделайте вывод и обоснуйте, чем правильно дышать: носом или ртом?


– Учёные проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки, при дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел.

– Почему так произошло?

Ф у н к ц и и н о с а:

1. Защитная.

2. Согревает воздух.

3. Увлажнение воздуха.

4. Защита от попадания в организм вредных веществ.

5. Обонятельная функция.

– Прокомментируйте эти функции. Что это доказывает? (Как важно дышать носом и беречь свой нос.)

Как называется врач, который специализируется по заболеваниям, связанными с органами дыхания? (лор, отоларинголог)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД9

советы врача отоларинголога

Точечный массаж (помогает при насморке) картинка на слайде

Продолжаем работать дальше.

- Куда попадает воздух, пройдя через нос? СЛАЙД10,11,12

– Покажите на таблице путь воздуха. По каким органам он проходит?( показ на таблице)

- Прочитайте текст на с.67( последний абзац) с.68

– На что похожи трахея и бронхи, из чего они состоят?

С.68 последний абзац.

Работа с пословицей: КОГДА Я ЕМ, Я ГЛУХ И НЕМ. СЛАЙД 13

-Прочитаем пословицу с пометами выразительного чтения. Объясните, как вы её понимаете? Чем могут быть опасны разговоры, смех во время еды?

- Что делать если человек все таки поперхнулся во время еды?

(Есть две разновидности того, как человек может подавиться. В первом случае человек начинает просто кашлять, а раз кашляет, следовательно, он дышит. Первая помощь, если человек подавился не сильно, заключается в том, что ему надо постучать по спине. Но так можно делать, если человек подавился совсем немного.

Что же делать, если человек подавился? Нужно пострадавшего наклонить головой вниз, сказать ему, чтобы он сделал медленный вдох и резко выдохнул воздух, т.е. нужно побуждать человека к дальнейшему откашливанию.)


- А знаете ли вы, что гортань так же является органом звукообразования.

Чтение в учебнике на с.68-69 в синей рамочке.

Обратить внимание на гигиену голосового аппарата. Что нельзя делать?

(Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.)

ФИЗМИНУТКА - ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Замечено, что человек дышит часто и тяжело не только при физических нагрузках, но и при волнении, стрессе.

Когда надо успокоиться – полезно делать упражнения.

Давайте разучим одно из них. Дыхание «уступами».

В основе этого дыхания лежит естественное, предусмотренное природой снятие сильного стресса.

Это смех и плач. Что мы делаем, когда смеёмся или плачем? (Всхлипываем, вдыхаем воздух, выдыхаем.

Дыхание уступами. 3-4 коротких вдоха подряд, 3-4 коротких вдоха подряд.

Давайте узнаем, как воздух попадает в легкие.

Учебник с.69.1абзац ДИСК «КОСТЯ КОСТОЧКИН»

– На что похожи лёгкие? Из чего они состоят?

– Какой процесс происходит в лёгких?


Приглашаю трех помощников, давайте измерим объем ваших легких. (шарики)

Глубоко вздохнуть и выдохнуть воздух в шарик. Сравнить шарики по объему.


Как вы думаете, весь ли воздух вы выдохнули?

(нет, это только половина объема воздуха из легких, другая половина нужна для работы организма)

- Подумайте, что может быть опасным для органов дыхания? СЛАЙД 14

(Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым. Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев. Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца)

Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».

III. Итог урока.

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и. СОБЕРИ МОДЕЛЬ (на нетбуках)

– Если бы вас попросили рассказать маленьким детям об органах дыхания, что бы вы им рассказали? (Выслушиваются ответы.)

В чем важность системы органов дыхания? (Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.)

Что понравилось на уроке? Что удивило? Что запомнилось?

Просмотр содержимого презентации
«органы дыхания»

Без чего человек не может прожить и 5 минут?   а) без воды   б) без еды   в) без воздуха

Без чего человек не может прожить и 5 минут?

а) без воды

б) без еды

в) без воздуха

ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Функции носовой полости Согревание воздуха Нос как  ОБОГРЕВАТЕЛЬ : Холодный воздух согревается кровяным «отоплением».

Функции носовой полости

  • Согревание воздуха

Нос как ОБОГРЕВАТЕЛЬ :

Холодный воздух согревается

кровяным «отоплением».

Функции носовой полости Очищение воздуха Нос как  ПЫЛЕСОС : В ноздрях есть реснички, на которых застревает пыль с вредными «пассажирами» – микробами.

Функции носовой полости

  • Очищение воздуха

Нос как ПЫЛЕСОС :

В ноздрях есть реснички, на которых застревает пыль с вредными «пассажирами» – микробами.

Функции носовой полости Увлажнение воздуха Нос как  УВЛАЖНИТЕЛЬ : В носу постоянно влажно,  чтобы увлажнять сухой воздух.

Функции носовой полости

  • Увлажнение воздуха

Нос как УВЛАЖНИТЕЛЬ :

В носу постоянно влажно,

чтобы увлажнять сухой воздух.

Функции носовой полости Охлаждение воздуха Нос как  ХОЛОДИЛЬНИК : Нос охлаждает горячий воздух, чтобы не обжечь наши нежные легкие.

Функции носовой полости

  • Охлаждение воздуха

Нос как ХОЛОДИЛЬНИК :

Нос охлаждает горячий

воздух, чтобы не обжечь

наши нежные легкие.

Совет отоларинголога

Совет отоларинголога

Дыхательная система

Дыхательная система

Дыхательная система  Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.

Дыхательная система

Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.

Дыхательная система вдох  Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею . Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу.  Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи , через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки . В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ. выдох

Дыхательная система

вдох

Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею . Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу.

Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи , через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки . В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ.

выдох

Когда я ем, я глух и нем.

Когда я ем, я глух и нем.

Что опасно для органов дыхания

Что опасно для органов дыхания

Что опасно для органов дыхания  Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин . Легкие Легкие некурящего человека курильщика

Что опасно для органов дыхания

Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин .

Легкие

Легкие некурящего человека

курильщика

Что опасно для органов дыхания  Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».

Что опасно для органов дыхания

Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».

На уроке я узнал… Меня удивило… Мне запомнилось…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне запомнилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Органы дыхания человека".

Автор: Фисенко Кристина Юрьевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим"."
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-dlia-chiegho-i-kak-my-dyshim"
    ["file_id"] => string(6) "326741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463302545"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_znachieniie_dykhaniia_orghany_dykhatiel_noi_sistiemy_d"
    ["file_id"] => string(6) "382351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485084384"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока- исследования по окружающему миру "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-po-okruzhaiushchiemu-miru-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "136012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417016181"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Строение растений. Растения - живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-stroieniie-rastienii-rastieniia-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "124522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414703321"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Органы дыхания "
    ["seo_title"] => string(17) "orghany-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150565"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420525949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства