дыхание человека
Цели: раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения человека; познакомить с органами дыхания.
Оборудование: листочки для проверочной работы, таблица «Органы дыхания», гибкий метр, шарики Ребята, объясните высказывание хорошо известного вам писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».
Ход урока
Орг.м.
Каким вы хотите видеть наш урок? (интересным, познавательным)
Что требуется от вас, чтобы это воплотить?(умение слушать , быть активными)
Вот перед нами проблемный вопрос: СЛАЙД
БЕЗ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПРОЖИТЬ И 5 МИНУТ?
а) без воды
б) без еды
в) без воздуха
Какой ответ вы выбираете? ( без воздуха)
Объясните. ( Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.)
– Мы сегодня будем говорить о самом важном для человека. А о чём, вы сами уже догадались. Назовите тему нашего урока. (Дыхание человека)
- Что такое дыхание?
СЛОВАРЬ (Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.)
Попробуйте на некоторое время задержать дыхание. Что вы почувствовали?
(Вы сразу почувствовали, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат нам: «Помогите! Мы погибаем без кислорода».)
– Какое время человек может обходиться без воздуха? (Несколько секунд.)
– Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды.
Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 мин, а киты – до 1 часа.
Итак, сегодня мы будем говорить о дыхании и изучать органы дыхания.
- Какие задачи мы будем решать на уроке? (познакомимся с органами дыхания, и узнаем почему дыхание так жизненно важно для человека)
- Скажите, для чего мы дышим? (для того что клетки организма питаются кислородом – это при вдохе, а при выдохе из организма выводится углекислый газ) СЛАЙД ФИЛЬМ
- Какие действие мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм? (мы делаем вдох)
- Как называется процесс обратный вдоху? (выдох)
– Вспомните, какой состав имеет воздух. (Кислород, углекислый газ, азот.)
– Какой газ необходим человеку для дыхания? (Кислород.)
Мне нужны два помощника.
– Измерим гибким метром грудную клетку при выдохе и вдохе.
Что заметили?
1) Самостоятельное чтение текста, с. 66 (1-й и 2-й абзацы).
– Как дышит еще не родившийся ребёнок?
– Кто дышит чаще, грудной ребёнок или взрослый человек? (Приведите данные.)
– Почему человек должен дышать непрерывно? (Потому что нет запасов кислорода.)
2) Отгадайте загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.) СЛАЙД
– Для чего нам нужен нос? (Высказывания детей.)
– Наш нос хоть и маленький, но состоит из 14 костей. ДИСК «КОСТЯ КОСТОЧКИН»
3) Работа с учебником.
– Прочитайте текст, с. 66 (последний абзац) – с. 67.
– Какие функции выполняет наш нос? (Согревает воздух, это сторожевой пост, увлажняет воздух.) СЛАЙД 5,6,7,8
– Какую роль выполняют реснички в носу?
– Сделайте вывод и обоснуйте, чем правильно дышать: носом или ртом?
– Учёные проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки, при дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел.
– Почему так произошло?
Ф у н к ц и и н о с а:
1. Защитная.
2. Согревает воздух.
3. Увлажнение воздуха.
4. Защита от попадания в организм вредных веществ.
5. Обонятельная функция.
– Прокомментируйте эти функции. Что это доказывает? (Как важно дышать носом и беречь свой нос.)
Как называется врач, который специализируется по заболеваниям, связанными с органами дыхания? (лор, отоларинголог)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД9
советы врача отоларинголога
Точечный массаж (помогает при насморке) картинка на слайде
Продолжаем работать дальше.
- Куда попадает воздух, пройдя через нос? СЛАЙД10,11,12
– Покажите на таблице путь воздуха. По каким органам он проходит?( показ на таблице)
- Прочитайте текст на с.67( последний абзац) с.68
– На что похожи трахея и бронхи, из чего они состоят?
С.68 последний абзац.
Работа с пословицей: КОГДА Я ЕМ, Я ГЛУХ И НЕМ. СЛАЙД 13
-Прочитаем пословицу с пометами выразительного чтения. Объясните, как вы её понимаете? Чем могут быть опасны разговоры, смех во время еды?
- Что делать если человек все таки поперхнулся во время еды?
(Есть две разновидности того, как человек может подавиться. В первом случае человек начинает просто кашлять, а раз кашляет, следовательно, он дышит. Первая помощь, если человек подавился не сильно, заключается в том, что ему надо постучать по спине. Но так можно делать, если человек подавился совсем немного.
Что же делать, если человек подавился? Нужно пострадавшего наклонить головой вниз, сказать ему, чтобы он сделал медленный вдох и резко выдохнул воздух, т.е. нужно побуждать человека к дальнейшему откашливанию.)
- А знаете ли вы, что гортань так же является органом звукообразования.
Чтение в учебнике на с.68-69 в синей рамочке.
Обратить внимание на гигиену голосового аппарата. Что нельзя делать?
(Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.)
ФИЗМИНУТКА - ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Замечено, что человек дышит часто и тяжело не только при физических нагрузках, но и при волнении, стрессе.
Когда надо успокоиться – полезно делать упражнения.
Давайте разучим одно из них. Дыхание «уступами».
В основе этого дыхания лежит естественное, предусмотренное природой снятие сильного стресса.
Это смех и плач. Что мы делаем, когда смеёмся или плачем? (Всхлипываем, вдыхаем воздух, выдыхаем.
Дыхание уступами. 3-4 коротких вдоха подряд, 3-4 коротких вдоха подряд.
Давайте узнаем, как воздух попадает в легкие.
Учебник с.69.1абзац ДИСК «КОСТЯ КОСТОЧКИН»
– На что похожи лёгкие? Из чего они состоят?
– Какой процесс происходит в лёгких?
Приглашаю трех помощников, давайте измерим объем ваших легких. (шарики)
Глубоко вздохнуть и выдохнуть воздух в шарик. Сравнить шарики по объему.
Как вы думаете, весь ли воздух вы выдохнули?
(нет, это только половина объема воздуха из легких, другая половина нужна для работы организма)
- Подумайте, что может быть опасным для органов дыхания? СЛАЙД 14
(Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым. Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев. Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца)
Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».
III. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и. СОБЕРИ МОДЕЛЬ (на нетбуках)
– Если бы вас попросили рассказать маленьким детям об органах дыхания, что бы вы им рассказали? (Выслушиваются ответы.)
В чем важность системы органов дыхания? (Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.)
Что понравилось на уроке? Что удивило? Что запомнилось?