| Организационный момент. |
| - На прошлом уроке мы начали работу над новым разделом «Мы и наше здоровье» и познакомились с организмом человека, одного из представителей живой природы, а именно с его внутренними органами и системами. |
| Проверка домашнего задания. |
| - Давайте проверим себя, как внимательно слушали на уроке учителя и как добросовестно готовили домашнее задание.
- Какие органы человека вы знаете?
- Какую работу они выполняют?
- Приведите примеры системы органов. Что такое системы органов? (Выполняют общую работу).
- Какая система управляет деятельностью организма?
- Что изучает анатомия? (Строение тела человека).
- Что изучает физиология человека? (Работу его органов).
Откроем тетради «Проверь себя» на странице 34, тема : «Организм человека». Внимательно читаем тестовые задания и выполняем их. Проверяем. Самооценка.
- У кого 5?, 4?, 3? |
| Сообщение темы и задач урока. |
| - Отгадаем кроссворд, после этого постарайтесь назвать тему сегодняшнего урока.
1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
(Ухо)
2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой книге?
(Глаз)
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
(Кожа)
4. Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
(Нос)
5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую – от соленой?
(Язык)
- Какое слово выделилось? (Органы).
- Какие это органы? (Органы чувств).
- Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся: уши, глаза, кожа, нос, язык. Давайте познакомимся с ними подробнее.
|
| Газа – орган зрения. |
| Загадка: Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит.
- Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором , когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
- У вас на партах картинки с нарисованными предметами. Что видит ваш глаз? Что сфотографировали вы? Какой орган чувств позволил вам это сделать? (Глаза).
Сообщение ученика о глазах.
Опыт: 3 человека с каждого ряда. Глаз имеет 2 типа клеток светоощущения: палочки и колбочки. Палочки воспринимают черный и белый цвета, колбочки распознают краски. У некоторых людей колбочек меньше или они работают не очень хорошо, такие люди различают не все цвета.(чаще мужчины.). Если колбочек нет – дальтонизм – полная цветовая слепота. Если дети смогут разглядеть на рисунке нужную цифру, то все в порядке. Если нет- не надо беспокоиться. У людей это обычное явление. |
5 | Уши – орган слуха. |
| Загадка: У зверушки –
На макушке.
А у нас –
Ниже глаз.
- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир.
( Рассказ учителя.)
Опыт: с закрытыми глазами определить, что звучит. (Колокольчик, погремушка, песня.)
- Лак беречь уши, прочитайте на странице 133.
Сообщение ученицы об ушах. |
| Нос – орган обоняния. |
| Загадка: Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
( Рассказ учителя.)
Особое внимание глазам, ушам. А ведь аромат играет огромную роль в жизни. Дегустаторы ( до десятка тысяч запахов.) У животных хорошо развито обоняние (собаки-ищейки – до двух миллионов запахов.) Запахи природы –аллергия. Обонятельные клетки прощупывают ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания и решают , допускать его или нет. Если грязный воздух – мозг посылает сигнал тревоги, человек зажимает нос. Носовая щель сужается, воздуха проникает меньше.
Сообщение ученицы.
- Как беречь обоняние? Читаем на странице 134.
Опыт: с закрытыми глазами определить, что это? ( Хлеб, яблоко, лук.) |
| Язык – орган вкуса. |
| Загадка: Всегда во рту, а не проглотишь. ( Язык.)
Снаружи язык бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющие ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, горькое – корнем.
Опыт: с закрытыми глазами определить на вкус. (Соль, сахар, лимон.)
Язык – наш сторож. Если нечаянно возьмешь в рот что-то неприятное и несвежее, язык донесет мозгу, тот пришлет приказ мышцам рта, и ты не задумываясь выплюнешь то, что вредно организму.
- Как беречь орган вкуса, прочитайте на странице 134. |
8 | Кожа – орган осязания. |
| Загадка.
Рассказ учителя.
Сообщение ученика.
Опыт: с завязанными глазами на ощупь опиши предмет. (Массажная расческа, яблоко, игрушка, зубная щетка.)
- Как беречь кожу, прочитайте на странице 135. |
| Обобщение. |
| - Органы чувств имеют память, так как связаны с головным мозгом. Сегодня вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а - мозг!»
Сообщение ученика о работе головного мозга. |
| Закрепление изученного материала. |
| Работа в рабочей тетради Плешакова А. А. |
| Итог урока. Домашнее задание. |
| Подобрать материал в уголок здоровья. |