Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме " Органы чувств"(2 класс)»
Конспект урока .
Предмет : окружающий мир.
Класс: 2 (программа « Начальная школа 21 века).
Цели: ознакомить с новым понятием «органы чувств» и подкрепить его примерами из реальной жизни; развивать навык практической деятельности; формировать рефлексную оценку как способ решения жизненных задач на основе социальной проблемы ; осознавать важность здорового образа жизни; способствовать развитию у учащихся умения работать в микроколлективе; воспитывать толерантность как умение принимать разное, отличительное от собственного или привычного.
Ход урока.
I.Создание психологической комфортности на уроке.
Доброе утро , ребята. Когда я шла в школу , светило солнышко, моё лицо обдувал легкий игривый ветерок. И на душе у мня легко и спокойно. А с каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь что к концу урока ваше настроение не изменится.
-Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах .( Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивая друг друга; уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь)
В конце урока вы должны будете оценить свою работу , оценить свой собственный вклад в работу всего класса.
Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем , кто рядом , любви, радости и успеха.
II. Определение темы и цели урока.
1. Загадки
-Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Всегда во рту , а не проглотишь. (Язык.)
2. Между двух светил я в середине один. (Нос.)
3. Два соседа-непоседы,
День на работе, ночь на отдыхе,
У каждой зверушки
Они на макушке.( Уши.)
4. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно , а друг на друга не глядят.(Глаза.)
(Ответы – рисунки появляются на экране: язык, нос, уши, глаза.)
- Кто из вас догадался , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(Об органах чувств.)
Верно. Мы поговорим об органах чувств и о том, какую роль они играют в жизни человека.
2. Проблемная ситуация.
Существует мнение , что « органы чувств – наши помощники». А вот так ли это, мы выясним сегодня на уроке.
( На экране тема урока : «Органы чувств – наши помощники».
III. Актуализация знаний. Ролевая игра.
Чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение , я предлагаю вам стать исследователями.
Представьте , что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, научного консультанта , исследователя. А я, с вашего позволения , выступлю в роли научного руководителя.
- Переверните карточку и определите свою роль в эксперементе.
( Учащиеся переворачивают карточки и узнают , какую роль в эксперементе они сегодня будут играть.)
Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.
(На экране появляется слайд с текстом Памятки. Учитель озвучивает памятку, поясняя ребятам функцию каждого участника эксперимента.)
Памятка.
.Лаборант ( помощник учителя) получает предмет исследования от научного руководителя.
. Исследователи выполняют задание научного руководителя ( учителя).
.Научный консультант знакомит группу с научными сведениями из справочной литературы.
. Эксперт заносит результат опыта в таблицу научного дневника.
.Такая же памятка находится на ваших столах.
.Эксперты, получите научный дневник.
Опыт №1. Обоняние .
Начнём исследовательскую работу.
- Как вы думаете, можно ли сосчитать сколько на свете запахов?(нет)
Сосчитать невозможно! Потому что запах имеют и растения. И животные , и продукты питания ,и одежда, и, конечно , каждый человек тоже имеет свой запах. Так ли это? Давайте проведём научный опыт.
Работать будем так. Лаборант получает определённый предмет и предлагает исследователю с закрытыми глазами определить по запаху название данного предмета.
Если исследователь правильно определил предмет, то повязка снимается и эксперт заносит полученный результат в научный дневник ( вклеивает картинку с угаданным предметом в научный дневник).
После завершения работы подайте сигнал. Приступайте.
А я приглашаю подойти ко мне лаборантов.
( Учитель раздаёт лаборантам крышечки с продуктами :
Для 1-й группы-долька апельсина.
Для 2-й группы- долька чеснока.
Для 3-й группы- долька лимона.
Для 4-й группы-кусочек булочки.
Вовремя проведения опыта учащийся –исследователь определяет предмет по запаху с закрытыми глазами. Результат опыта учащийся – эксперт в научный дневник.)
Проверка.
- Удалось ли вам определить правильно предмет по запаху?
-Какой предмет вы вклеили в таблицу?
- Какой орган помог нам определить предмет по запаху? (Нос)
Верно , а ещё его называют орган обоняния . Это новый для вас термин , постарайтесь его запомнить.
(На экране появляется слайд с изображением носа и надпись : « Нос-орган обоняния».)
- Можем ли мы утверждать , что органы обоняния являются помощниками человека?
Предметы имеют свой запах.
А хотите ли вы узнать , что по этому поводу думают ученные ?
Слово представляется научному консультанту 1-й группы.
(Научный консультант знакомит одноклассников с текстом из хрестоматии « Кого называют композитором»)
Спасибо за работу.
Опыт №2. Вкус.
Сегодня утром я прочитала такую заметку : «Четырёхлетнего Димочку спросили : «Зачем тебе нос?» Он ответил : «Нос – это чуй , он чует разные запахи. Язык тоже чуй , но он чует разные вкусности».
Так ли это? Давайте проверим. Проведём опыт ещё раз, теперь исследователи должны определить с закрытыми глазами предмет по вкусу. А эксперты зарисуют правильный результат в дневнике. (Для проведения опыта лаборанты получают:
1-я группа – кусочек селёдки,
2-я группа –дольку лимона,
3-я группа- дольку чеснока,
4-я группа- ложку меда.)
Проверка.
- Удалось ли вам определить правильно предмет по вкусу ? Назовите эти предметы.
- Какой орган помог нам определить предмет по вкусу?(Язык.)
Верно . Вкус –это еще одно чувство человека. Органом вкуса является язык.
- Является ли орган вкуса помощником человека? ( Да, язык помогает нам определить , каков продукт на вкус.)
А вот что по этому поводу думают ученые. Я представляю слово научному консультанту группы №2.
( Научный консультант группы №2 рассказывает о значении органа вкуса. Его выступление сопровождает слайд и изображением схематического рисунка строения языка.)
Спасибо.
IV. Физкультминутка « Мы отлично потрудились».
Но что это такое ? Компьютер просит обратить на него внимание. Я , кажется, догадалась, в чем дело.
( На слайде звенит будильник , указывая на время отдыха.)
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь , все ребятки!
Музыкальная зарядка!
(Дети танцуют танец «Маленьких утят».)
V.Продолжение практической работы.
Опыт №3. Осязание
Игра «Волшебный мешочек»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Волшебный мешочек». Приглашаю выйти от группы по одному исследователю.
- Задание будет следующим: не доставая предмет из волшебного мешочка . на ощупь определите его название, опишите его. Какой он? ( Приглашается ученик-исследователь от каждой группы:
1-я группа – мягкая игрушка,
2-я группа – ракушка,
3-я группа – камень-голыш,
4-я группа – апельсин.
Дети угадывают предметы на ощупь и называют их)
-Что позволяет нам угадывать предметы , чувствовать их свойства предметов.
-Давайте с помощью лупы рассмотрим кожу руки поближе.
Что скажите?
Кожа покрывает всё тело человека.
(На экране слайд «Кожа – её функция».)
Волоски помогают человеку чувствовать малейшее прикосновение , а поры позволяют коже дышать. Давайте обратимся к справочной литературе. Слово предоставляется научному консультанту группы№3 .
(Эксперт читает сведения о коже из справочника.)
И так , ребята, кожа представляет собой общий покров человека, который защищает организм человека от инфекций, поддерживает постоянную температуру тела, позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь.
-Является ли кожа помощником человека?
Вывод
- С какими органами чувств мы сегодня познакомились ? (Орган обоняния, орган вкуса, орган осязания.)
-Какой орган является органом вкуса? Органом обоняния ? органом осязания?
- Какую роль они играют в организме человека?
-Так верно ли утверждение , что органы чувств- наши помощники?( Верно.)
-Что помогло нам в этом убедиться? ( Проведенные опыты.)
- Поможет подвести итог нашему исследованию научный консультант группы № 4. (Сигналы от разных органов чувств приходят в мозг , они дополняют друг друга . мозг их анализирует и объединяет , в результате мы получаем целостное ощущение окружающего мира.)
Подведение итога работы в группе.
-Ребята , вам понравилось работать в группах?
-Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока.?
А сейчас мы оценим с вами работу каждой группы. Внимание на экран.
Если ваша группа работала сплоченно , дружно и всё получалось , вы можете вклеить в графу ИТОГИ большую вишенку.
Если вы работали хорошо , но не всё получалось с первого раза, то вы выбираете среднюю по размеру вишенку.
И если вы не справились с работой , не выполняли правила работы в группе , то вы должны вклеить маленькую вишенку.
Обсудите в группах этот вопрос и оцените свою работу.
Проверка
-Как вы оценили работу своей группы? Кто поставил большую вишенку? Молодцы.
-Кто поставил среднюю? Почему? Какие трудности возникли?
-Над чем ещё надо будет поработать?
VI. Решение социальной проблемы.
Результатом наших исследований является утверждение . что органы чувств играют большую роль : без них мы бы не ощущали все прелести жизни, не знали какую пищу мы едим , какие запахи вдыхаем, приятна ли на ощупь наша одежда.
Природа щедро наградила человека органами чувств , с помощью которых он познаёт мир. Но человек должен осознать , что этот подарок надо беречь.
- А как вы можете беречь органы чувств? Приведите примеры.
Работа с «Цветком здоровья»
А теперь я предлагаю поработать с «Цветком здоровья». Работать вы будете в парах.
-Нарисуйте в лепестках цветка о, что вы будете делать для укрепления здоровья. И наши « Цветы здоровья расцветут на нашей доске.
(Д ети рисуют под красивую музыку. Рисунки вывешиваются на доску. )
VII. Рефлексивно- оценочная деятельность.
Наш урок подошёл к концу , и пришла пора подвести итоги.
-Что больше всего понравилось на уроке. Но мне очень хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока.
У вас на столах листочки с изображением пушистиков, отметьте галочкой того пушистика , у которого такое же настроение, как и у вас. Покажите своих пушистиков.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Домашнее задание.
Дома поделитесь полученными знаниями со своими близкими, проведите понравившиеся опыты со своими родителями.