Тема урока: Опора тела и движение
Цель: познакомить с работой опорно-двигательной системы человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
- Напишите, как помочь человеку при небольшом ранении.
- Напишите, как помочь человеку при ушибе.
- Напишите, как помочь человеку при ожоге.
- Напишите, как помочь человеку при обморожении.
2. Фронтальный опрос
- Назовите орган осязания человека.
- Какую роль играет пот, выделяемый кожей?
- Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
- Как надо ухаживать за кожей?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение).
Скелет
Чтоб на кисель не походить
И скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амебы,
У стрекозы и мотылька,
А нам он нужен, чтобы
Играть в футбол,
Ходить в кино
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Суставы гибкие согнем,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днем,
А ночью отдыхает.
Н. Кнушевицкая
Сегодня на уроке будем говорить об опорно-двигательной системе.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Опора тела
- Само слово опорно-двигательная сложное. Из каких частей оно состоит? (Опора и двигать)
- Рассмотрим, что в нашем теле является опорой. Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей? (Кости).
Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы. Кости придают телу форму. Они твердые и прочные.
- Что в целом образуют кости человека? (Скелет).
В скелете различают более 200 различных костей, больших и совсем крошечных.
- Из каких основных частей состоит наш скелет?
(Учитель записывает на доске).
Череп, позвоночник, грудная клетка, кости рук, кости ног.
- Для чего нужен скелет? ( Это опора нашего тела).
- Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.
- Какие органы защищает череп?
- Какие органы защищает позвоночник?
- Какие органы защищает грудная клетка?
(Учитель записывает на доске).
Череп- головной мозг. Позвоночник- спинной мозг. Грудная клетка- сердце, легкие.
Кости рук и кости ног обеспечивают прочное и подвижное соединение рук и ног с туловищем.
- Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны.
Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.
Итак, скелет – опора и защита всего организма.
Движение
- Поверните голову направо, поднимите руки вверх, опустите их.
-Что заставляет кости двигаться? ( Ответы учеников).
Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.
В теле человека 650 мышц. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мышцы помогают нам и петь, и смеяться, и дышать.
- Что заставляет наше сердце работать? (Сердечная мышца).
- А что помогает котлете продвигаться от рта до желудка? (Мышцы пищевода).
- Кто командует мышцами? ( Мозг).
Итак, движение нашего тела обеспечивают мышцы.
- Прочитайте текст в учебнике на с. 134.
- Какую работу в организме выполняет скелет?
- Какие органы защищает скелет?
- Какую работу в организме выполняют мышцы?
2. Практическая работа
Правила выработки хорошей осанки
- Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).
- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).
Опыт 2
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.
Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? ( Она сжалась).
- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью).
- Сделайте выводы. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой).
- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.).
В романе А.И. Куприна «Юнкера» рассказывается, что юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Доска эта мышцы не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.
Для выработки правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали высоко держать голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».
- Прочитайте в учебнике текст «Осанка» на с. 135-136. Найдите в нем правила выработки хорошей осанки.
- Проделайте упражнения по этим правилам.
(Учащиеся читают текст и выполняют упражнения. Работа ведется в парах).
V. Физкультминутка
Отдохнем, с тобой дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 60).
- Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника абзац. В котором говорится о работе скелета и мышц.
- Заполните пропуски в рабочей тетради. (Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Главная ее роль- обеспечивать опору и движение организма).
(После выполнения задания проводится проверка).
№ 2 (с. 61).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Расскажите по этим рисункам, как выработать правильную осанку.
- Отметьте (закрасьте кружки), какие правила вы выполняете.
VII. Рефлексия
Тест «Как ты заботишься о своей осанке»
- Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».
1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
2) Я ем молочные продукты.
3) Я сижу прямо, не сутулюсь.
4) Я предпочитаю ранец портфелю.
5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.
6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
7) У меня близорукость.
8) Я часто болею.
9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.
- За каждый ответ на вопросы 1-6 начислите себе: «да»- 2 балла, «нет»- 0 баллов, «иногда»- 1 балл.
- За каждый ответ на вопросы 7-9 начислите себе: «да»- 0 баллов, «нет»- 2 балла, «иногда»- 1 балл.
- Подсчитайте свои баллы.
18-15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!
14-10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.
Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.
VIII. Подведение итогов урока
- Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? ( Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого).
- Что такое скелет? ( Все кости человека).
- Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение).
- Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех).
Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.