kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир "Чёрная смерть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока

окружающего мира

4 класс

Учитель : Шельпова Светлана Алексеевна

Тема  урока: «Чёрная смерть».

Цели:

  1. Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья.
  2. Развивать интерес к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки.
  3. Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены.

Оборудование: таблицы: «Мышцы», «Скелет человека» ;фонограмма    музыки, глобус, кораблики с указанием номера группы, карточка со словами «Чёрная смерть», карточки с названиями болезней.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Проверка усвоения предыдущего материала.

 - На прошлых уроках мы говорили о строении тела человека.

Скажите, что же составляет опору человека? (скелет).

 - А что приводит тело в движение? (мышцы)

Работа в группах.

 - Задача каждой группы: рассказать о костях скелета и мышцах. (задания в конвертах)

1 группа – череп,

2 группа – позвоночник,

3 группа – грудная клетка,

4 группа – «живые рычаги»,

5 группа – мышцы.

 - В Древней Греции на высокой скале были высечены слова:

                   «Если хочешь быть сильным – бегай,

                   хочешь быть красивым – бегай,

                   хочешь быть умным – бегай».

 - Как вы понимаете эти слова?

III.Физминутка.

IV.Изучение нового материала.

 - Сейчас мы возвращаемся на кораблях в средневековую Европу.

(звучит музыка, вращается глобус)

 - На прошлых занятиях вы познакомились с бытом и нравами сеньоров-рыцарей и владельцев замками. Теперь мы приглашаем вас на улицу одного из крупных городов того времени, например Парижа. Вы бы увидели город-крепость, застроенный каменными 2-х и 3-х этажными домами, которые плотными рядами выстроились по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья. Здесь же бродили домашние животные. Все нечистоты выливались прямо около домов или сбрасывались в реку.

Люди всех сословий практически не мылись и не стирали бельё. Вода в реках и озёрах была загрязнена мусором, трупами людей и животных.

 - Скажите, что же происходило в этих условиях?

(болезни, эпидемии)

Эпидемия – греческое слово, массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

 - Эту воду из рек люди пили, и в их организмы проникали возбудители болезней, среди них чаще холера.

                                (сообщение о холере – ученик)

Холера

     Несчастный, заболевший холерой, страдает сильной резью в животе. Начинается острый понос. Тело коченеет. Лицо становится иссиня-бледным. Больного мучает жажда. Тело бьётся в смертельных судорогах, но он не теряет сознание. Через несколько часов во многих случаях наступает смерть.

     В 1848 году в Петербурге была большая эпидемия холеры.

     На лодке из Новой Ладоги приехал однажды по своим делам в Петербург Дьякон. Он оказался больным холерой. Вскоре в городе стали появляться больные холерой. 20 июля был организован крестный ход из всех церквей, а 25 июля из тысячи вновь заболевших умерли за одни сутки 500 человек. В городе не хватало гробов.

     За 1848 в России насчитывалось 1 742 000 холерных больных, из них 690 тысяч умерли.

 

- Среди грязи и нечистот в большом количестве плодились мухи, тараканы, клопы, вши и, конечно, мыши и крысы, которые являются переносчиками таких страшных болезней, как тиф, лихорадка, чума.

                                  ( на доске названия этих болезней)

                                               

                                      (сообщение о чуме - ученик)

Чума

     В 590 году Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В одной процессии, снаряжённой духовенством с целью вымолить небесное  милосердие, в течение одного лишь часа умерло около 80 человек, поражённой чумой.

     В Одессе есть гора Чумка, куда в прежние времена направлялись телеги, набитые жертвами чумы.

     В середине 16 века с невероятной силой и быстротой чума распространилась по всей Европе. Улицы стали пустыми. Люди, спасаясь от невидимого врага, прятались на тёмных чердаках, в подвалах. Некоторые убегали из замученных мест, куда глаза глядят, оставив своё имущество, немощных стариков. Просили бога. Но бог молчал. Эпидемия распространялась дальше. Она унесла около 25 миллионов человек. К концу эпидемии население Европы уменьшилось на 25%. Эта эпидемия носит название «чёрной смерти».

 

 - В те давние времена больниц не было, и заболевания оставались в своих домах.

                                    (сообщение о проказе – ученик)

Проказа ( «ленивая смерть»)

     По тропинке, с трудом передвигая ноги, опираясь на сучковатый посох, шёл человек. На нём была странного фасона шляпа, серый плащ, с левой стороны которого нашита гусиная лапка из красного сукна. На шее висел мешок. В изъязвлённой руке он держал трещётку, издававшую пронзительную трескотню. Этот человек мог говорить с людьми только на расстоянии. Говорить он должен был, стоя против ветра, закрыв рот плащом. Ему был закрыт доступ в церковь. Ему под страхом мучительной казни запрещалось мыть руки и вещи свои в родниках, в ручьях. Кто этот отверженный? Какие преступления он совершил?

     Нет, преступлений он не совершал. Он всегда был честен и справедлив. Его уважали соседи, любили дети и жена. Но в его кровь проникли неведомые существа, микробы. Они вызвали страшное заболевание, имя которому – проказа. Якуты называют проказу «бытал цлю», что значит «ленивая смерть». Микроб проказы, проникнув в организм, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, узлами. Выпадают брови, ресницы. На коже образуются бурые пятна и бугры.

     Поражённый проказой теряет облик человеческий, он совершенно обезображен. Болезнь длится десятки лет. Больной организм медленно разрушается, и затем наступает смерть.

     Родиной проказы считается  Азия. В 1902 году в Японии было более 100 000 прокажённых, в Корее – 14 000, в Палестине – около 8 000.

     В Британской Индии из 300 000 000 населения – 250 000.

     Один из крупных очагов – США.

     Проказа распространяется и поныне в некоторых странах.

(сообщение об оспе - ученик)

Оспа

     Смертность от оспы «красной смерти» доходила до 80 - 90%. Населения целых городов гибло от оспы в страшных мучениях.

     В 1778 году оспа уничтожила целое племя в Австралии.

     Во Франции в начале 18 века из пяти взрослых трое болели оспой. Тысячи слепли, многие тысячи погибали ежегодно. Народ долго искал защиту от страшной болезни. Грузины, китайцы, индусы, мексиканцы применяли «прививки» против оспы. В Китае вкладывали в нос куски ваты, смоченные гноем оспенного больного.

     Такие прививки чаще всего приводили к смерти. В царской России оспой в течении года болело более ста тысяч человек.

     В настоящее время оспа ликвидирована.

 - Мы возвращаемся в средневековую Европу. (с.45 – учебник)

 - Здесь людей ждёт «Чёрная смерть».

 - Что у вас вызвали эти слова?

(продолжение работы с учебником…)

     V.Итог урока. (рефлексия деятельности)

 - Какие факты и события жизни людей в средневековой Европе вас потрясли?

 - О чём вы ещё хотели узнать?

VI.Домашнее задание.

С. 45 – 48, ответить на 1-й и 3-й вопросы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Чёрная смерть" »









Конспект урока

окружающего мира











































Тема урока: «Чёрная смерть».

Цели:

  1. Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья.

  2. Развивать интерес к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки.

  3. Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены.



Оборудование: таблицы: «Мышцы», «Скелет человека» ;фонограмма музыки, глобус, кораблики с указанием номера группы, карточка со словами «Чёрная смерть», карточки с названиями болезней.





























Ход урока

I.Оргмомент.

II.Проверка усвоения предыдущего материала.

- На прошлых уроках мы говорили о строении тела человека.

Скажите, что же составляет опору человека? (скелет).

- А что приводит тело в движение? (мышцы)

Работа в группах.

- Задача каждой группы: рассказать о костях скелета и мышцах. (задания в конвертах)

1 группа – череп,

2 группа – позвоночник,

3 группа – грудная клетка,

4 группа – «живые рычаги»,

5 группа – мышцы.

- В Древней Греции на высокой скале были высечены слова:

«Если хочешь быть сильным – бегай,

хочешь быть красивым – бегай,

хочешь быть умным – бегай».

- Как вы понимаете эти слова?

III.Физминутка.

IV.Изучение нового материала.

- Сейчас мы возвращаемся на кораблях в средневековую Европу.

(звучит музыка, вращается глобус)

- На прошлых занятиях вы познакомились с бытом и нравами сеньоров-рыцарей и владельцев замками. Теперь мы приглашаем вас на улицу одного из крупных городов того времени, например Парижа. Вы бы увидели город-крепость, застроенный каменными 2-х и 3-х этажными домами, которые плотными рядами выстроились по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья. Здесь же бродили домашние животные. Все нечистоты выливались прямо около домов или сбрасывались в реку.

Люди всех сословий практически не мылись и не стирали бельё. Вода в реках и озёрах была загрязнена мусором, трупами людей и животных.

- Скажите, что же происходило в этих условиях?

(болезни, эпидемии)

Эпидемия – греческое слово, массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

- Эту воду из рек люди пили, и в их организмы проникали возбудители болезней, среди них чаще холера.

(сообщение о холере – ученик)

Холера

Несчастный, заболевший холерой, страдает сильной резью в животе. Начинается острый понос. Тело коченеет. Лицо становится иссиня-бледным. Больного мучает жажда. Тело бьётся в смертельных судорогах, но он не теряет сознание. Через несколько часов во многих случаях наступает смерть.

В 1848 году в Петербурге была большая эпидемия холеры.

На лодке из Новой Ладоги приехал однажды по своим делам в Петербург Дьякон. Он оказался больным холерой. Вскоре в городе стали появляться больные холерой. 20 июля был организован крестный ход из всех церквей, а 25 июля из тысячи вновь заболевших умерли за одни сутки 500 человек. В городе не хватало гробов.

За 1848 в России насчитывалось 1 742 000 холерных больных, из них 690 тысяч умерли.

- Среди грязи и нечистот в большом количестве плодились мухи, тараканы, клопы, вши и, конечно, мыши и крысы, которые являются переносчиками таких страшных болезней, как тиф, лихорадка, чума.

( на доске названия этих болезней)

(сообщение о чуме - ученик)

Чума

В 590 году Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В одной процессии, снаряжённой духовенством с целью вымолить небесное милосердие, в течение одного лишь часа умерло около 80 человек, поражённой чумой.

В Одессе есть гора Чумка, куда в прежние времена направлялись телеги, набитые жертвами чумы.

В середине 16 века с невероятной силой и быстротой чума распространилась по всей Европе. Улицы стали пустыми. Люди, спасаясь от невидимого врага, прятались на тёмных чердаках, в подвалах. Некоторые убегали из замученных мест, куда глаза глядят, оставив своё имущество, немощных стариков. Просили бога. Но бог молчал. Эпидемия распространялась дальше. Она унесла около 25 миллионов человек. К концу эпидемии население Европы уменьшилось на 25%. Эта эпидемия носит название «чёрной смерти».


- В те давние времена больниц не было, и заболевания оставались в своих домах.

(сообщение о проказе – ученик)

Проказа ( «ленивая смерть»)

По тропинке, с трудом передвигая ноги, опираясь на сучковатый посох, шёл человек. На нём была странного фасона шляпа, серый плащ, с левой стороны которого нашита гусиная лапка из красного сукна. На шее висел мешок. В изъязвлённой руке он держал трещётку, издававшую пронзительную трескотню. Этот человек мог говорить с людьми только на расстоянии. Говорить он должен был, стоя против ветра, закрыв рот плащом. Ему был закрыт доступ в церковь. Ему под страхом мучительной казни запрещалось мыть руки и вещи свои в родниках, в ручьях. Кто этот отверженный? Какие преступления он совершил?

Нет, преступлений он не совершал. Он всегда был честен и справедлив. Его уважали соседи, любили дети и жена. Но в его кровь проникли неведомые существа, микробы. Они вызвали страшное заболевание, имя которому – проказа. Якуты называют проказу «бытал цлю», что значит «ленивая смерть». Микроб проказы, проникнув в организм, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, узлами. Выпадают брови, ресницы. На коже образуются бурые пятна и бугры.

Поражённый проказой теряет облик человеческий, он совершенно обезображен. Болезнь длится десятки лет. Больной организм медленно разрушается, и затем наступает смерть.

Родиной проказы считается Азия. В 1902 году в Японии было более 100 000 прокажённых, в Корее – 14 000, в Палестине – около 8 000.

В Британской Индии из 300 000 000 населения – 250 000.

Один из крупных очагов – США.

Проказа распространяется и поныне в некоторых странах.

(сообщение об оспе - ученик)

Оспа

Смертность от оспы «красной смерти» доходила до 80 - 90%. Населения целых городов гибло от оспы в страшных мучениях.

В 1778 году оспа уничтожила целое племя в Австралии.

Во Франции в начале 18 века из пяти взрослых трое болели оспой. Тысячи слепли, многие тысячи погибали ежегодно. Народ долго искал защиту от страшной болезни. Грузины, китайцы, индусы, мексиканцы применяли «прививки» против оспы. В Китае вкладывали в нос куски ваты, смоченные гноем оспенного больного.

Такие прививки чаще всего приводили к смерти. В царской России оспой в течении года болело более ста тысяч человек.

В настоящее время оспа ликвидирована.

- Мы возвращаемся в средневековую Европу. (с.45 – учебник)


- Здесь людей ждёт «Чёрная смерть».

- Что у вас вызвали эти слова?

(продолжение работы с учебником…)


V.Итог урока. (рефлексия деятельности)

- Какие факты и события жизни людей в средневековой Европе вас потрясли?

- О чём вы ещё хотели узнать?

VI.Домашнее задание.

С. 45 – 48, ответить на 1-й и 3-й вопросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир "Чёрная смерть"

Автор: Шельпова Светлана Алексеевна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация к  уроку окружающего мира. 4 класс. "Чёрная смерть" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-chiornaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "223286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437488158"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока: " Хлеб - главное богатство России" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khlieb-ghlavnoie-boghatstvo-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "101627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424299"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Земноводные и пресмыкающиеся "
    ["seo_title"] => string(37) "ziemnovodnyie-i-priesmykaiushchiiesia"
    ["file_id"] => string(6) "228646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441442863"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "мероприятие "Подарки осени" "
    ["seo_title"] => string(29) "mieropriiatiie-podarki-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "123540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414513607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства